Соратники Святителя Софрония

* Происхождение. Начало пути
* Киевская духовная академия
* Наместник Александро-Невской Лавры
* Сибирское служение. Призвание
* Рукоположение во епископа
* Сборы. Дорога

* Прибытие в Иркутск
* Начало служения
* Соратники Святителя Софрония
* Продолжение школьного дела
* Дороги Святителя
* Попечение о нравственном облике паствы

* Монастыри. Храмы
* Благовест
* Апостольское служение
* Личность Святителя
* Подвижничество
* Последние дни. Кончина

В состав консистории был введен иеромонах Виталий (Вотинов), духовник святителя Софрония. Вместо малограмотного строителя Киренского монастыря иеромонаха Иннокентия игуменом этой обители был назначен 24 марта 1754 года прибывший с Владыкой ученый и весьма деятельный иеромонах Вениамин (Юзефович), пробывший здесь в трудах и заботах около 6 лет. В том же, 1754 году был определен игуменом Преображенского Посольского монастыря прибывший с Владыкой весьма образованный иеромонах из Харьковского коллегиума Гервасий (Леонтович), много здесь претерпевший и все же с успехом потрудившийся на благо обители (1760).
Не менее деятельным был прибывший из г. Устюга архимандрит Нафанаил II, назначенный настоятелем Якутского Спасского монастыря и своей хозяйственной и храмозиждительной деятельностью стяжавший себе добрую память.
14 мая 1754 года, в день Вознесения Господня, преосвященный Софроний в Вознесенском монастыре совершал литургию, за которою посвятил в архимандрита этого монастыря иеромонаха Синесия. Этот достопамятный настоятель Вознесенской обители послужил своему монастырю тридцать три года, по день блаженной кончины своей, последовавшей 10 мая 1787 года, в возрасте 89 лет (иркутяне чтили и чтят его как угодника Божия).
После смерти преосвященного Иннокентия II Иркутского .епархия не имела ему преемника целых семь лет. В продолжение такого времени образовалась сильная нужда главным образом в священниках. Многие храмы совершенно пустовали из-за смерти настоятелей; духовные потребности народа не выполнялись – препятствовали и громадные расстояния между приходами, плохие дороги или их отсутствие. Замещение свободных священнических мест и составило первую заботу нового архипастыря. Образования школьного тогда почти не было; сохранились известия, что некоторые священники не умели даже писать. При таких условиях Святителю предстояло выйти как-нибудь из такого положения. На первый раз издано было распоряжение для священников- благочинных,ю»закащиков», чтобы они самолично экзаменовали диаконов, причетников, дьячков и пономарей, и кто по усмотрению их, по своим знаниям и поведению, окажется достойным к произведению во священника или диакона, тех присылали в Иркутск, имея с собой «приговоры общества», то есть согласие прихожан своей церкви – жителей села. Но эта мера не принесла много пользы. Большинство кандидатов было настолько малограмотно, что при самом снисходительном испытании оказывались негодными. Была и другая, скрытая причина, по которой неохотно шли на духовное звание - духовенство в то время не получало определённого жалованья, а должно было жить на посильные подаяния прихожан. А так как по указу Святителя Софрония кандидаты на духовные должности были представлять приговоры общества, то это означало, что священники должны были заранее уговориться с жителями села – своими прихожанами о своем содержании, на что те шли очень неохотно. Д. Хрусталев приводит такой факт из жизни духовенства тех лет: « Шалопугинские крестьяне обязались довольствовать священника с причётником «по одной второй пуда руги с венца, по 10 коп. за крещение, по 3 коп. за молитву, по 30 коп. за погребение возрастных и по 10 коп. за малолетних». Руга, то есть довольствие, доставлялась всегда неисправно, а в неурожайные годы и совсем не доставлялась, духовенство голодало и бессильно жалобилось». Святитель принимал все меры к устранению этих ненормальностей, заботился как о поднятии уровня умственного развития своих подчинённых, так и об улучшении их нравов и материального благосостояния. С этой целью он перенёс из вознесенского монастыря в архиерейский дом школу, основанную в 1725году Архимандритом Антонием Платковским и требовал от заказчиков присылать для испытания в неё всех мало сведущих в грамоте диаконов, дьячков, пономарей и детей духовенства для воспитания и обучения под его личным наблюдением, а для того, чтобы это воспитание шло наряду с упражнением в благочестии и молитве, Святитель Софроний перенёс из монастыря в ограду своего дома деревянный храм и освятил его 19 сентября 17755года во имя Покрова Божией Матери. По испытании, достойных и достаточно сведущих Святитель рукополагал в священный сан и посылал по приходам епархии, но на первое время таковых являлось слишком мало. Низшие члены клира, присылаемые и рекомендуемые для занятия священных должностей, оказались настолько несведущими и настолько несоответствующими этой цели, что Святитель назначал их или дьячками или только служителя при церквях епархии. По этому же Святитель принужден был возбудить ходатайство перед Святейшим Синодом о высылке их России священно-служащих, на этот зов Святителя почти никто не откликнулся, ибо кому же хотелось идти в далёкую и неведомую Сибирь, страшною своею ссылкою и каторжниками! Оказалось необходимо образовать священнослужителей из местного населения- из сибиряков. А для этого нужно было время, нужны были средства и нужна была громаднейшая борьба с безграмотностью духовенств аи их семей, доходящая временами до того, что Святителю приходилось издавать указы с угрозою штрафов тех, которые будут укрывать своих детей от обучения, а последних великовозрастных даже отдавать в солдаты.