Соратники
Святителя Софрония
В
состав консистории был введен иеромонах Виталий (Вотинов), духовник
святителя Софрония. Вместо малограмотного строителя Киренского монастыря
иеромонаха Иннокентия игуменом этой обители был назначен 24 марта
1754 года прибывший с Владыкой ученый и весьма деятельный иеромонах
Вениамин (Юзефович), пробывший здесь в трудах и заботах около 6
лет. В том же, 1754 году был определен игуменом Преображенского
Посольского монастыря прибывший с Владыкой весьма образованный иеромонах
из Харьковского коллегиума Гервасий (Леонтович), много здесь претерпевший
и все же с успехом потрудившийся на благо обители (1760).
Не менее деятельным был прибывший из г. Устюга архимандрит Нафанаил
II, назначенный настоятелем Якутского Спасского монастыря и своей
хозяйственной и храмозиждительной деятельностью стяжавший себе добрую
память.
14 мая 1754 года, в день Вознесения Господня, преосвященный Софроний
в Вознесенском монастыре совершал литургию, за которою посвятил
в архимандрита этого монастыря иеромонаха Синесия. Этот достопамятный
настоятель Вознесенской обители послужил своему монастырю тридцать
три года, по день блаженной кончины своей, последовавшей 10 мая
1787 года, в возрасте 89 лет (иркутяне чтили и чтят его как угодника
Божия).
После смерти
преосвященного Иннокентия II Иркутского .епархия не имела ему преемника
целых семь лет. В продолжение такого времени образовалась сильная
нужда главным образом в священниках. Многие храмы совершенно пустовали
из-за смерти настоятелей; духовные потребности народа не выполнялись
– препятствовали и громадные расстояния между приходами, плохие
дороги или их отсутствие. Замещение свободных священнических мест
и составило первую заботу нового архипастыря. Образования школьного
тогда почти не было; сохранились известия, что некоторые священники
не умели даже писать. При таких условиях Святителю предстояло выйти
как-нибудь из такого положения. На первый раз издано было распоряжение
для священников- благочинных,ю»закащиков», чтобы они самолично экзаменовали
диаконов, причетников, дьячков и пономарей, и кто по усмотрению
их, по своим знаниям и поведению, окажется достойным к произведению
во священника или диакона, тех присылали в Иркутск, имея с собой
«приговоры общества», то есть согласие прихожан своей церкви – жителей
села. Но эта мера не принесла много пользы. Большинство кандидатов
было настолько малограмотно, что при самом снисходительном испытании
оказывались негодными. Была и другая, скрытая причина, по которой
неохотно шли на духовное звание - духовенство в то время не получало
определённого жалованья, а должно было жить на посильные подаяния
прихожан. А так как по указу Святителя Софрония кандидаты на духовные
должности были представлять приговоры общества, то это означало,
что священники должны были заранее уговориться с жителями села –
своими прихожанами о своем содержании, на что те шли очень неохотно.
Д. Хрусталев приводит такой факт из жизни духовенства тех лет: «
Шалопугинские крестьяне обязались довольствовать священника с причётником
«по одной второй пуда руги с венца, по 10 коп. за крещение, по 3
коп. за молитву, по 30 коп. за погребение возрастных и по 10 коп.
за малолетних». Руга, то есть довольствие, доставлялась всегда неисправно,
а в неурожайные годы и совсем не доставлялась, духовенство голодало
и бессильно жалобилось». Святитель принимал все меры к устранению
этих ненормальностей, заботился как о поднятии уровня умственного
развития своих подчинённых, так и об улучшении их нравов и материального
благосостояния. С этой целью он перенёс из вознесенского монастыря
в архиерейский дом школу, основанную в 1725году Архимандритом Антонием
Платковским и требовал от заказчиков присылать для испытания в неё
всех мало сведущих в грамоте диаконов, дьячков, пономарей и детей
духовенства для воспитания и обучения под его личным наблюдением,
а для того, чтобы это воспитание шло наряду с упражнением в благочестии
и молитве, Святитель Софроний перенёс из монастыря в ограду своего
дома деревянный храм и освятил его 19 сентября 17755года во имя
Покрова Божией Матери. По испытании, достойных и достаточно сведущих
Святитель рукополагал в священный сан и посылал по приходам епархии,
но на первое время таковых являлось слишком мало. Низшие члены клира,
присылаемые и рекомендуемые для занятия священных должностей, оказались
настолько несведущими и настолько несоответствующими этой цели,
что Святитель назначал их или дьячками или только служителя при
церквях епархии. По этому же Святитель принужден был возбудить ходатайство
перед Святейшим Синодом о высылке их России священно-служащих, на
этот зов Святителя почти никто не откликнулся, ибо кому же хотелось
идти в далёкую и неведомую Сибирь, страшною своею ссылкою и каторжниками!
Оказалось необходимо образовать священнослужителей из местного населения-
из сибиряков. А для этого нужно было время, нужны были средства
и нужна была громаднейшая борьба с безграмотностью духовенств аи
их семей, доходящая временами до того, что Святителю приходилось
издавать указы с угрозою штрафов тех, которые будут укрывать своих
детей от обучения, а последних великовозрастных даже отдавать в
солдаты.
|