Почитание
Святителя Софрония
К
нему уже начали обращаться с молитвою о помощи и предстательстве
пред Господом. Многие м многие получали исцеление своих недугов
телесных и душевных. При переделе пола Казанского придела Благовещенской
церкви при Архиепископе Ниле (1840г), тело его и гроб были обретены
нетленными, в 1870 году были освидетельствованы мощи Святителя,
обретённые второй раз, и удостоверена их нетленность. 18 марта
1910 года они были снова найдены без изменения, нетленными и благоухающими.
Уже с 1870г года у гробницы его совершаются панихидные пения по
четвергам, и сами Иркутские Архипастыри постоянно принимают в
них личное участие. Образ его чтиться, как святыня, и многими
горожанами ставится вместе с иконами в переднем углу. Приток молящихся
год от года делается всё более и более, а записи чудесных исцелений
продолжаются; хотя нужно сказать, многие по скромности своей,
незнанию или каким другим причинам не объявляют о них.
18
апреля 1917 года в Богоявленском соборе г. Иркутска, где находилась
гробница святителя Софрония с его нетленными мощами, от неизвестной
причины произошел пожар, уничтоживший гробницу вместе с мощами.
Остались только кости Святителя, которые по освидетельствовании
особой комиссии были собраны и благоговейно положены в особый
ковчежец. Это событие не умалило, а, наоборот увеличило благоговейное
почитание Святителя верующим народом. Благочестивые люди понимали,
что (догмат святаго православия несть чувственное и осязаемое,
но сердечною верою постигаемое, надеждою возмогаемое) (икос 10
акафиста); (также видевше множество чудес, паче прежняго, познаша,
яко Бог поругаем не бывает: зазираху себе, возжигаху свещи, припадаху
к честным останкам мощей) Святителя (икос 9), совершали панихиды,
прося о чудесной помощи его. Верующие Иркутска желали видеть глубоко
почитаемого ими Святителя прославленным. И вот Это желание исполнилось.
Освященный Собор архипастырей Православной Российской Церкви 10/23
апреля 1918 года постановил:
Совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику
святых Божиих, чествуемых Православной Церковью, и озаботиться
скорейшим составлением церковной службы в память его.
Память святителя совершать 30 марта - день блаженной кончины его.
Самое торжество причтения святителя Софрония к лику святых совершать
в то время, которое местный архиепископ в соглашении с Святейшим
Патриархом с представителями духовенства и мирян от приходов признает
наиболее благоприятным по местным условиям.
Священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку.
О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Русской Церкви
возлюбленным о Господе чадам Православной Русской Церкви, да вместе
с нами воздадут славу и благодарение Дивному во святых Своих Господу
Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да
вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию Святителю
Софронию... (Церковные ведомости), 1918, № 19-20). '
На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего
Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем,
составленная управляющим в то время Иркутской епархией архиепископом
Иоанном, дабы верующие имели возможность присоединить молитву
к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память второго своего
светильника и молитвенника.
Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает
доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, (милостивно укрепляющего
святыя Своя). И теперь не только в Сибири, на месте последних
подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов
благоговейно сохраняется о нем святая память: Радуйся, Софроние,
горящий к Богу огнем Любве неугасимыя.