Почитание Святителя Софрония

К нему уже начали обращаться с молитвою о помощи и предстательстве пред Господом. Многие м многие получали исцеление своих недугов телесных и душевных. При переделе пола Казанского придела Благовещенской церкви при Архиепископе Ниле (1840г), тело его и гроб были обретены нетленными, в 1870 году были освидетельствованы мощи Святителя, обретённые второй раз, и удостоверена их нетленность. 18 марта 1910 года они были снова найдены без изменения, нетленными и благоухающими.
Уже с 1870г года у гробницы его совершаются панихидные пения по четвергам, и сами Иркутские Архипастыри постоянно принимают в них личное участие. Образ его чтиться, как святыня, и многими горожанами ставится вместе с иконами в переднем углу. Приток молящихся год от года делается всё более и более, а записи чудесных исцелений продолжаются; хотя нужно сказать, многие по скромности своей, незнанию или каким другим причинам не объявляют о них.

18 апреля 1917 года в Богоявленском соборе г. Иркутска, где находилась гробница святителя Софрония с его нетленными мощами, от неизвестной причины произошел пожар, уничтоживший гробницу вместе с мощами. Остались только кости Святителя, которые по освидетельствовании особой комиссии были собраны и благоговейно положены в особый ковчежец. Это событие не умалило, а, наоборот увеличило благоговейное почитание Святителя верующим народом. Благочестивые люди понимали, что (догмат святаго православия несть чувственное и осязаемое, но сердечною верою постигаемое, надеждою возмогаемое) (икос 10 акафиста); (также видевше множество чудес, паче прежняго, познаша, яко Бог поругаем не бывает: зазираху себе, возжигаху свещи, припадаху к честным останкам мощей) Святителя (икос 9), совершали панихиды, прося о чудесной помощи его. Верующие Иркутска желали видеть глубоко почитаемого ими Святителя прославленным. И вот Это желание исполнилось.
Освященный Собор архипастырей Православной Российской Церкви 10/23 апреля 1918 года постановил:
Совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых Божиих, чествуемых Православной Церковью, и озаботиться скорейшим составлением церковной службы в память его.
Память святителя совершать 30 марта - день блаженной кончины его.
Самое торжество причтения святителя Софрония к лику святых совершать в то время, которое местный архиепископ в соглашении с Святейшим Патриархом с представителями духовенства и мирян от приходов признает наиболее благоприятным по местным условиям.
Священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку.
О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Русской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Русской Церкви, да вместе с нами воздадут славу и благодарение Дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию Святителю Софронию... (Церковные ведомости), 1918, № 19-20). '
На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленная управляющим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном, дабы верующие имели возможность присоединить молитву к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память второго своего светильника и молитвенника.
Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, (милостивно укрепляющего святыя Своя). И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно сохраняется о нем святая память: Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем Любве неугасимыя.


    

 

 

e