Апостольское
служение
Призванный
на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал,
что, кроме просвещения верующих христиан в этой стране, ему придется
приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.
Приводить язычников Сибирской страны в ограду Христовой Церкви было
трудно, так как порой даже в храмах служить было некому, а заниматься
миссионерской деятельностью и подавно. Поэтому после первого же
обозрения епархии Преосвященный Софроний обращается ко
всей своей пастве содействовать ему в просвещении язычников.
Призывая приходское духовенство к миссионерской деятельности, Преосвященный
Софроний обратил внимание и на формальную сторону этого дела. Центрами
миссии были главным образом монастыри, особенно Вознесенский в Иркутске,
Селенгинский и Посольский (последние два с этой целью и построены
в 1684 году), Нерчинский Успенский, Киренский, Спасский в Якутске.
Первыми и прямыми по своему служению миссионерами были приходские
священники: на них издревле была возложена обязанность, обращать
в Христову веру язычников и магометан, вести точные записи крещеных.
В основном в Сибири селились зажиточные, чтобы еще больше обогатится
за счет невежественного и неграмотного местного населения. Церковь
же внесла этим народам просвещение, приобщила их к общечеловеческой
культуре, стояла на защите их прав. На отдаленных окраинах, в Якутии,
на Камчатке, нередко суд и расправу чинили жестокие и безнравственные
люди. Они издевались и развращали иноверцев, глумились и над русским
населением. Святитель Софроний ревностно отстаивал гражданские права
этих беззащитных людей, преодолевая с большими трудностями самоуправство
и подчас, дикий произвол. Изучая епархию, он намеривался посетить
и Камчатку, но стечение обстоятельств помешало ему побывать там.
Тогда Владыка отправил туда священника Гавриила Громова. Прибыв
на Камчатку, тот принес радостную весть подвизавшемуся там иеромонаху
Пахомию, что в Иркутске теперь есть свой архиерей. Иеромонах Пахомий
отправил туда кандидатов для рукоположения, которое встретились
в Якутске со своим Святителем и приняли рукоположение. На отдаленной
Камчатке в то время было построено и освящено пять храмов: Тигильский
Христо - Рожденственнский (в 1755 г.), Анадырский Спасский (1757
г.), Ичинский Вознесенский (в 1761 г.), Ключевской Троицкий и Берне
- Камчатский (в 1760 г.).
При святителе Софроний в епархии впервые вошли в употребление несколько
походных церквей с миссионерской целью - в пограничной с Китаем
полосе, среди якутов и прочих народностей Севера.
Отрицательным явлением было в то время злоупотребление самими инородцами
снисходительным отношением к ним и льготами, из - за чего они порой
принимали святое крещение с корыстными целями, оставаясь идолопоклонниками.
Поэтому Святитель распорядился по меньшей мере раз в год всем принимать
таинство Покаяния и причащаться.
По мере распространения Христовой веры среди язычников Иркутской
епархии для них строили храмы и школы. По данным протоиерея Милия
Знаменского (в 1758 - 1770 г. г. были построены церкви: Торгинская
Знаменская (в 1758 г. и 1767 - 1768 г. г.); Шилкинско - Заводская
Преображенская (1766 г.); Нижеострожская Стретинская (1766г.) Дучарская
Благовещенская (1762 - 1765 г. г.); Нерчинская монастырская Успенская;
Шалопугинская Покровская (1769 г.); Князе-Урулгинская Казанская;
Городищенская Введенская; Хилокская Владимерская (1759 г.); Курлыгская
Нерукотворенного образа (1769); Сиваченская пророка Илии (1770 г.).
Зная, как архиерейские богослужения благотворно действуют на инородцев,
Преосвященный совершал благолепные богослужения. Святитель не только
сам благоговейно служил, но этого же требовал и от всех причтов,
этому учил в церквах, а так же и в школах, которых во времена святителя
Софрония на Камчатке было двенадцать.
Святитель Софроний заботился об устройстве быта инородцев и развитии
в них оседлости и культурных начал земледелия и сельского хозяйства,
поселял их на монастырских землях и старался всячески изолировать
от влияния язычества, обиды и эксплуатации пришлых людей. Как на
пример этого, можно указать, что им, между прочим, устроена была
за собственный счет и подарена новокрещенным бурятам дача с мельницею,
покосами, пашнями и полным хозяйством на реке Китое. Из этого поселка
образовалось большое селение ясачных - Архиерейское.
|