Продолжение
школьного дела, развитие образования
В
сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором говорилось, что
его заботит обучение и воспитание детей духовенства, и известил,
что он собирает средства и намеревается открыть семинарию. Духовенству
было вменено в обязанность обучение детей своих Часослову, Псалтири,
скорописи, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким
прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую
обязанность исполнять по достоинствам своим»
В декабре 1754 года Святитель распорядился «грамоте писать умеющему,
а ежели где ученых не имеется, то хотя неученых для обучения письму
и приказному порядку прислать в Консисторию при доношениях, снабдить
отправляемых пищею и одеждою из каждого монастыря , в пользу и на
служение которых эти дети будут учится в Консистории»
Пока собирали детей для обучения, построили новый архиерейский дом
и школу при нем. Школа в Иркутске была со времен святителя Иннокентия
(Кульчицкого), в ней обучалось от 30 до 60 учеников. Называлась
она Семинарией. В ней преподавали славянский, русский, монгольский,
латинский и риторику. Во время перерыва в управлении епархией школа
пришла в упадок. Преосвященный Софроний перенес ее из Заречья в
самый город, в новый архиерейский дом. 
Святитель Софроний также преподавал в ней, как и его предшественники
- святители Иннокентий I и Иннокентий II. При школе была значительная
по тому времени библиотека - книги и рукописи по многим предметам,
преподаваемым в Киевской и Московской академиях и в Харьковском
коллегиуме, написаны большей частью святителями Иннокентием (Кульчицким),
Иннокентием (Неруновичем) и Софронием (Кристалевским), которые оставили
в наследие школе свои собственные библиотеки. Для того времени школа
эта представляла собой значительный центр просвещения для всей Восточной
Сибири.
Хотя Святейший Синод и отозвался на просьбу святителя Софрония и
обещал присылать из центральных епархий духовенство, указав архиереям
Казанскому, Тобольскому, Вологодскому, Вятскому и Устюжскому отпустить
в Иркутскую епархию так нужных там людей, но в Иркутск приехал только
один иеромонах из Вологодской епархии - Лаврентий, из Лопатова монастыря.
Преосвященному Софронию пришлось трудиться с теми, кто был. Поэтому
он поставил своей ближайшей задачей повысить духовный уровень имеющегося
духовенства. Кроме того, он стремился привлечь возможно большее
количество учеников во вновь открытую им школу.
|