05.01.2016

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. О Рождестве Христовом

О Рождестве Христовом Слово Божие в Священном Писании нам говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Это, действительно тайна, тайна, которая постижима человеку только лишь в какой-то степени. Всю сущность боговоплощения мы, к сожалению, в силу ограниченности своего разума, своих умственных возможностей постичь не можем. И, тем не менее, то, что открывается нам, во многом подтверждается теми словами Христа Спасителя, когда Он говорит о той миссии, с которой Он пришел в этот мир. Но, прежде всего, хочется сказать, что воплощение Сына Божия ожидало человечество многие и многие тысячелетия. И это с момента, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, когда совершили грех первородный, и сущность этого греха является в непослушании воли Отца Небесного, воли Божией как таковой. И отсюда последовало все то, что стало печальной участью человека: болезни, скорби, смерть сама. Потому что вошел грех, как говорит апостол Павел, и вместе с грехом вошла смерть. До той поры человечество было бессмертным.

И вот для того, чтобы вновь воссоздать союз Бога и Человека,  тот союз, который много раз нарушался в течение всей истории человечества, и приходит в мир Христос Спаситель, который по Божьему повелению был обещан. Таковая участь, что в болезнях пройдет жизнь человеческая, в трудах, в поте лица стяжает хлеб свой и будут возделывать землю. Но вместе с тем, было и сказано, что семя жены сотрет главу змия. И вот этим семенем и было ветхозаветное ожидание пришествия в мир Мессии. Этим Мессией и явился сам Христос Спаситель, которого ожидало ветхозаветное человечество.

С рождением Христа Спасителя для человечества открывается новая эра. Эта эра  христианства, которая освящена, прежде всего, присутствием Божиим.

И основная роль, которую совершил Христос Спаситель, и основной его успех, если можно так сказать, основное его значение заключается в совершении подвига Евхаристии, или жертвенного подвига. Тогда, когда Христос Спаситель воссоединил, пролив кровь на кресте за все грехи человеческие, воссоединил человека с Богом. Следствия греха, к сожалению, остались как таковые. Но для человечества открылось Царство Божие. Ранее все умирающие совершенно автоматически шли в адские обители, то теперь открылось перед человеком Царство Божие,  райские обители. И тому послужила искупительная жертва Христа Спасителя. Вот в чем основной подвиг Христа Спасителя.

Но не только лишь в этом. Он заключается и в той проповеди Христа, проповеди Нового Завета, которая до нас дошла в Священном Писании, прежде всего, четырех евангелистов.   Которое мы имеем и в Священном Предании, потому что это два источника, на которых зиждется учение Церкви Христовой.  И вот именно факт  рождения Христа Спасителя потому и является торжественным. Для человечества это избавление.  С нами Бог, разумейте языцы, поется в песнопениях, посвященных памяти этого Праздника.  И поэтому праздник сам по себе наполнен радостью, светом, ожиданием.  Потому что с этого времени для человечества стало осязаемым, когда наступит избавление от последствия нарушения этого союза.

И вот поэтому с Христом Спасителем связаны у нас и самые добрые пожелания, и самые добрые намерения наши. Поскольку Христос Спаситель еще до совершения подвига Евхаристии, подвига принесения себя в жертву за грехи человечества, он даровал человечеству Новый Завет, который наполнен новым содержанием. Он не отменял Ветхий Завет, но вместе с тем исполнял его в совершенстве, поскольку Ветхий Завет был рассчитан на человечество, которое пребывало в грубом состоянии. Новый Завет был исполнен духом любви. И уже Христос не говорит  какими-то отрывистыми, безапелляционными повелениями. А Христос Спаситель предлагает нам заповеди блаженства.  Блаженны нищие духом, блаженны чистые сердцем, блаженны милостивые, и так далее. То есть он предлагает человеку самому выбрать путь, не насилуя его волю, избрать тот путь к совершенству. Этот путь к совершенству по замыслу Божию непременно должен венчаться достижением Царства Божия.


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов