19.12.2013

Готовясь к встрече с Богомладенцем Христом

Дорогие, возлюбленные во Христе Иисусе братья и сёстры!протоиерей Вячеслав Пушкарев

Близится торжество Рождества Богомладенца Христа. Но прежде наступит двадцать девятое воскресенье по Пятидесятнице — последнее перед этим великим праздником. Мы с вами соберёмся под сводами нашего Свято-Троицкого храма, чтобы воздать должное Господу Иисусу Христу, в своё время пришедшему в мир и возродившему нас от смерти к Вечной Жизни. Мы придем к Господину жизни, вняв когда-то  его призыву: "Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым..." [Исх.35:2 ]. Мы сделаем это и так исполним Закон Божий...

Этот призыв мы слышим из глубокой древности, с тех самых пор, когда Господь Саваоф, спасая народ свой из плена "египетского греха" вёл его за пророком Моисеем в землю обетованную, точно так, как сейчас Спаситель ведёт нас в Царствие Небесное, которое он в Евангелии от [Матфея 22:2 ] сравнивает с брачным пиром.

Соотнося брак со святостью "седьмого дня" мы понимаем, что он тоже свят и обязывает нас ко многому. Здесь мы должны понимать, что это брак наш с Богом. Брачный пир на Востоке сопряжён с особыми придающими ему огромную значимость церемониями, наиважнейшая из которых - приглашение гостей. Гостей приглашают только самых близких и самых нужных, имея надежду на их сознательное соучастие в устроении праздника брака и самого праздничного настроения. Кто же из людей является близким и нужным Богу-устроителю этого грядущего торжества? Через святую Библию Он даёт нам однозначный ответ, что тот, кто добровольно признаёт себя верующим в Единого Бога и возводит своё духовное родословие к верным Ему праотцам, память которых мы сегодня благочестно почитаем, является близким и нужным "...вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его" [Пс.104:6 ].

Итак, что же выходит? Что все верующие являются избранными? И если всё именно так, то почему же нас здесь сегодня так мало? Если день Воскресный уподоблен "пиру" Господа, то почему остальные "верующие - званые" не стоят сейчас среди нас и не славят Христа-Жениха и его гостеприимство? Почему они не оценили его призыва выше всего важного? Почему они поступили в это Воскресение также, как те евангельские "друзья", о которых сегодня на Божественной литургии повествовал нам апостол Лука? Напомню, как это было: "...один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: «Господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» [Лк.14:16-23 ]. Заметьте и запомните, дорогие братья и сёстры, что не все, кого призвал к Себе Господь, способны найти в себе силы преодолеть влечение радостей мира сего, что согласно с учением Иисуса Христа указывает нам на страшную, для многих верующих перспективу: "Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных" [Лк.14:24 ]. Значит, мало считать себя другом Божьим и верующим в Него. Из услышанного сегодня определённо выходит, что мы должны свидетельствовать о своей дружбе посещениями и соучастием в делах Господа, важнейшим из которых является богослужение "седьмого дня". Оглянитесь, все "псевдо-верующие, объезжающие сейчас своих жён", вы мните себя верными и избранными, а Царствие Божье наполняется не вами, но теми, кого вы всю свою жизнь презирали и о ком думали с плохо скрываемым пренебрежением. Оно наполняется теми, бывшими грешниками, которые, услышав зов слуг Господина жизни, нашли в себе силы покинуть свою грязь, нашли в себе волю продать всё, что имели ценного и приобрести ризы подходящие для брака, на который они оказались избранными вместо вас. Оглянитесь!

Вот тяжёлый для восприятия пример. Мы из года в год учим, что данное празднование Нового года в постный день 1 января есть дань язычеству, а мы ведь априори антиязычники. Однако же отбоя от желающих активно встретить этот псевдо праздник пока не видно. Мы также учим, что  Воскресное общественное богослужение - это тест на лояльность людей к Богу и одновременно иллюстрация нашего служения Ему. Сегодня, все социологические опросы утверждают, что 86% наших соотечественников верят в Бога по православному. В нашем селе проживает 14,5 тысяч человек, 9 тысяч из них являются взрослыми людьми. Если мы грубо посчитаем, то получим примерно 8160 человек верующих, а на службах в «рядовые» воскресные дни у нас обычно присутствует сто - двести человек. Почему так? В основе своей все мотивируют своё не присутствие на службе в Воскресение усталостью. Возьмём теперь грядущее 29 Воскресение, которое в этом году приходится на 5 января и накладывается на новогодний выходной день перед самым Рождеством Христовым. В этот день все дважды свободны от обязательных работ. Но, где же будут в этот богослужебный день остальные 8000 называющих себя верующими в нашего Бога? Тут и пророком быть не надо... Приходится констатировать, что они будут увлечены бессмысленным расточительством денег и здоровья, а также суетой сомнительного "праздника", ради которого они готовы пожертвовать даже святостью ещё идущего Рождественского поста и исполнением заповеди об исполнении "седьмого дня". Получается, что эти люди не "избранные", а всего лишь "званые". Как вы успели заметить, разница огромна.

Человек, к сожалению, очень легко прилепляется ко всему земному, часто забывая, что это вредит его душе и сбрасывает его с дороги в Царствие Вечной Жизни, отрывает его от Спасителя. Это наше утверждение сегодня подтвердил Сам Господь в евангельском чтении: "С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником" [Лк. 14:25,26 ]. Страшно? Должно быть страшно, ибо "Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление" [Притч.1:7 ].

Дистанцируясь от этого ненормального положения с празднованием Нового Года в нашей стране и связанного с ним сознательного нарушения "верующими" святости Рождественского поста и самого Великого праздника Рождества Христова, хочется ещё и ещё раз понять, почему же "верующие" позволяют себе пренебрегать правилами веры и не посещают Воскресных и праздничных богослужений всегда проходящих в наших Храмах?

На поверку, история взаимоотношений "верующих" с верными выдвинула несколько пунктов обвинений со стороны первых к последним. Давайте рассмотрим их.

Современные нам "верующие" люди утверждают, что: 1) "Заповедь о "седьмом дне" не обязательна для исполнения, потому как относится к Ветхому Завету - периоду нахождения людей в рабстве у Бога, а мы теперь живём в Новом Завете, где все верующие свободны [Гал.4:24-26 ]"; 2) Православие пренебрегло словами Иисуса Христа утверждающими, что "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" [2 Кор.3:17 ] и обрекло своих верных чад на рабство Церкви-обществу; 3) Православие не духовно в полной мере (по сравнению с неопротестантами), так как в нём угасли дары пророчеств, исцелений, говорения иными языками, учительства и толкований Священного Писания, о которых как об обязательных сказано в евангелии у [Мк.16:17,18 ]; 4) в Евангелии нет, не слова прямых указаний на необходимость наличия храмовых зданий и служащих в них священников, но наоборот, сказано, что "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" [Мф.6:5-8 ]. Вот именно этими аргументами оправдывают свою отстранённость от нашего общего служения окружающие нас люди.

Заметьте, что все приведённые аргументы опираются на авторитет Священного Писания и потому априори являются правдой. Да правдой, но не той правдой, на основании которой стоял Христос, а всего лишь частью её, дьявольским образом вырванной из евангельского контекста, чтобы обмануть - направить по ложному пути - недобросовестных "верующих". Чтобы убедиться в справедливости этого нашего утверждения, мы должны открыть весь контекст Евангелия, тогда мы увидим множество подтверждений нашей правоты и в первую очередь мы их найдём у св. апостола Павла "И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды..." [2Кор.11:14,15 ]. Не оставит нас без поддержки и Христос Бог наш, который однозначно сказал о незыблемости Закона: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" [Мф.5:17-19 ]. Напомню, что заповеди о необходимости "седьмого дня" есть и в Ветхом Завете [Исх.20:8 ] и в Новом Завете [Мк.2:27 ] и именно по тому они для нас обязательны. Обязательны, потому, что мы свободны! Мы свободно принимаем на себя это "Иго Христово" и оно для нас "легко". Мы, православные, свободно ограничиваем себя в действиях и мыслях, потому, что доверяем Духу Святому, сказавшему через святого апостола Павла: "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных" [1 Кор.8:9 ], "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу" [Гал.5:13 ], а ведь внецерковное понимание свободы служит только одному: "угождению плоти". Нам, церковным людям, такая свобода чужда! Мы подавляем в себе плоть и страсти и лишние желания. А об авторитетности и власти Церкви над верующим, которую ей дал Сам Наставник наставников очень хорошо сказано в самом Святом Евангелии: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" [Мф.18:15-17 ]. Таким образом, не православие делает верующего человека "рабом Церкви-общества", а сам уверовавший, становясь частью Церкви, о которой св. апостол Павел говорит: "И вы - тело Христово, а порознь - члены" [1 Кор.12:27 ], поставляет себя, сначала в рабы, а позже, восходя от духа к духу, дорастает, по милости Господа, до друга Божия и Его брата, через усыновление Отцом Небесным. А "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" [Ин.3:8 ], но достоверно известно, что Дух Святой почивает на "мудрых, кротких, осторожных свидетелях Божьих" [Мф.10:16-20 ] и он Сам отверзает им уста [Лк.12:12 ]. Через эти слова Божьи мы осознаём, что в истории христианства присутствуют моменты, когда Дух Божий не открывается видимым образом но, по собственному произволению, действует невидимо, это Его присутствие принято называть глаголом "молчит". Также, бывают моменты, когда Он явным образом управляет Церковью. Делает Он это посредством видимых чудес (их в нашей православной истории великое множество), через уста святых и праведников (их у нас тоже неисчислимое воинство), а в редкие периоды отсутствии таковых (в некоторых географических местностях) даже через Валаамову ослицу, и это его участие называется "пророчеством, наставлением, вразумлением, объяснением, спасением...". Интересно для нас свидетельство апостола Иоанна Богослова, который говорит: "...ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" [Откр.19:10 ]. Это его утверждение способно открыть всем заблудшим и сомневающимся мудрость и Божественное происхождение православного богослужения, где все имеющиеся в наличии слова служат правильному пониманию именно Евангелия, которое поставлено в центр любой службы суточного круга и многих треб. Благочестивый и внимательный чтец, возвышенно читающий паремии на вечерней службе и поющий псалмы на шестопсалмии и кафизмах, не просто символизирует собою древних пророков, но невидимо наполняется духом этих святых провозвестников Христа, передаёт этот дух слушающему народу, научает его правильному пониманию ветхозаветной истории. В этот момент он сам пророк и пророчествует древнюю истину. Когда за Литургией диакон громогласно читает последовательные отрывки из Деяний святых апостолов или апостольских посланий, то он, тем самым, приготовляет молящийся Богу народ к дальнейшему слушанию Святаго Евангелия и к его пониманию в "Духе и Истине". Он уже не просто человек нашего времени, он - исполненный Духом Святым муж апостольской поры, вестник "слов спасения", Богом рукоположенный пророк. Все эти предстоящие пророчества и все слова-разъяснения предшествуют главному - Святому Благовествованию, моменту, когда священник приготовляет народ чтением Евангелия к принятию святой евхаристии, истинного Тела и истинной Крови Господа Нашего Иисуса Христа. В этот момент Богослужения все стоящие в Храме, вместе со священником, сначала становятся сотрудниками Господу, а потом, посредством соединения Крови и Плоти, Его братьями и сёстрами. Сам же священник, провозвестивший Евангельскую весть и разъясняющий народу смысл таковой, в этот момент, а часто и всю свою жизнь является и апостолом и пророком и учителем-толкователем и настоящим целителем. Да, именно целителем, ибо тот, кто с верою подходит под благословляющую руку священника Божия, тот обязательно получает через него в нужное время от Бога Вседержителя нужное лекарство для исцеления души и тела. Это проверено веками и присутствует в Православной Церкви всегда. Вообще, все эти дары несут на себе (с разной силой Духа) все верные члены церкви. Верные, а не просто "верующие".

Ели же нам всё же необходимо ответить на вопрос о наличии в нашей среде дара говорения иными языками, то мы можем и должны с абсолютной уверенностью сказать, что у нас этим даром наделён каждый исполняющий заповедь о "седьмом дне" член Церкви. Языки, на которых ведутся богослужения в поместных Православных Церквях, не общеупотребительны, но дарованы в своё время Духом Святым посредством благоговейных просветителей именно для богослужения. Как мы православные христиане - люди не от мира сего (мы иные), так и языки наших богослужений совершенно не от мира. Они тоже "иные" и мы все ими хорошо владеем, причём, чаще всего по наитию, т.е. совершенно без специального обучения. Нас нисколько не приводит в замешательство бормотания и подпрыгивания сектантов неопятидесятников. Такой практики в истории Божьей Церкви не было, зато она была у язычников, что обличает неопятидесятников и раскрывает их неоязыческое происхождение. Апостолы говорили языками необходимыми, а к непонятным глоссолалиям относились сдержанно и рекомендовали от них воздерживаться: "Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?" [1 Кор.14:23 ]. Апостол Павел заповедал нам Духом Святым: "Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно" [Кор.14:39,40]. Так мы ведь, не кому и не запрещаем этого делать. Мы просто говорим: " У нас всё благопристойно и по чину, а то, что происходит у "пятидесятствующих" сектантов называется в Евангелии "бесчинием", по поводу которых недвусмысленно апостол Павел сказал: "Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас..." [2 Фес.3:6,7 ]. У нас, как раз всё по апостольскому чину и из под рук апостольских. Передаём предание отцов из поколения в поколение. По чину у нас и храмы, которые мы так называем по причине соединения понятий "Храм Божий" и "Церковь". Апостол Павел научает нас: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" [1 Кор.3:16 ]. Дух же Божий почивает на Церкви и в Самой Ей: "...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" [Мф.18:20 ]. Каждый верующий является храмом Божьим. Все верующие собираются вместе, составляя собой Церковь, которая имеет себе переводом словосочетание - "Общество Святых". Говоря "Мы идём в Церковь, мы подразумеваем, что идём в "Общество Святых" - храм, в котором почивает Дух Божий, а говоря, что мы идём в храм Божий, мы подразумеваем, что идём в Церковь - "Общество Святых". А то, где находится место встречи Церкви с Богом и её молитвенное перед Ним стояние, хотя и важно для чувств, но второстепенно для спасения. Наши "Дома Молитв" [Мф.21:13 ] мы называем Церквами и храмами благодаря синонимичному наложению понятий, присутствующей в них Святыни Божьей и сопутствующей Ей Благодати. Среди этой святыни возносят Богу хвалу, благодарения, просят о милости и снисхождении, приносят бескровную жертву, Богом поставленные епископы, священники, иереи, пресвитеры и диаконы, о которых многократно говорят апостолы: [Евр.7:7 ], [Деян.14:23 ], [Деян.15:6 ], [Иак.15:14,15 ]. [Тит.1:5 ], [Евр.7:11 ], [Флп.1:1 ] и ещё во многих других местах Священного Писания.

Итак, возлюбленные во Христе Иисусе братья и сёстры. Являются ли справедливыми слова окружающих нас "верующих" сказанные ими в своё оправдание и против нас? После всего того, что нам смогло рассказать об этом недоумении сегодняшнее Святое Евангелие, мы точно можем утверждать, что они неправы и их оправдания не спасительны. Другое дело, что, кто-то болен или обременён непрерывным циклом своей работы, на этих людей сказанное нами не распространяется, ибо "суббота для человека, а не человек для субботы" [Мк.2:27 ]. Господь сам рассудит о благочестии и искренности таковых. Мы не кому не судьи. Но себе и тем, которые считают себя православными, т.е. нашими, мы, по благодати сопутствующего священству учительства обязаны сказать, что "день седьмой" у Бога святой! Несоблюдение заповеди седьмого дня связано не с занятостью, а с тем, что "...много званых, а мало избранных" [Мф.22:14 ]. Не все верующие люди являются "избранными", это звание еще необходимо заслужить. И, конечно же, не являются верными христианами псевдоревнители сектанты, потому как они обольщены диаволом, пришедшим к ним в белых одеждах, и которому они теперь не страшны, потому как он знает страшные слова Христа: "...если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" [Откр.22:19 ]. Сектанты многое отняли и очень много прибавили к сказанному Господом. Враг рода человеческого знает, что они уже почти погибли, потому он их намеренно не искушает, чтобы они укрепились в своей правоте, которая и не правота вовсе, а вырванный из контекста набор необходимых им доказательств, который не полон, подогнан, а значит и не свят. От диавола их "исцеления", от него же их пророчества и иные языки. Не зря же Господь передал для нас это страшное предупреждение: "Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"[Мф.7:21-23 ].

На этом стоит остановиться. Благодарю всех за терпение, прошу прощение за вынужденное многословие. Не думаю, что кто-то меня сейчас осудит, тем более что все вы, как и я, ощущаете глупость и бессмысленность сложившейся ситуации, когда мир, должный готовиться к встрече с реальным и вечным Иисусом Христом, на самом деле суетно распыляет силы и средства на встречу с несуществующим "Дедом Морозом", у которого и нос-то намеренно накрашен красным цветом, потому как это сатанинское "пророчество" о миллионах галлонов спиртных напитков, которые будут испиты, назло Богомладенцу и Его Пречистой Матери. Назло нам, православным христианам, благочестиво ожидающим Рождество. Ожидающим изо дня в день, и даже сегодня — на кануне двадцать девятого Воскресения по Пятидесятнице, перед самым Рождеством Христовым. Давайте будем молиться и просить Богомладенца исправить эту несправедливость и нелепость. Давайте так же все исполним его заповедь об общественной молитве! Давайте же все вместе соберёмся в Храме Божьем и Господь по обещанию Его станет посреди нас и исполнит желания наши! Он не оставит нас! Всё скоро изменится к наихудшему. С грядущим днём Воскресным возлюбленные братья и сёстры! С пришествием в мир Богомладенца Христа всех Вас! Аминь!

 

Протоиерей Вячеслав Пушкарёв руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов