14.09.2010

Двадцать лет со Святителем  Иннокентием

«Это наша радость, это наше упование, это наш предстатель перед Пастыреначальником Христом Спасителем, это наш дивный Святитель, который всех нас окормляет, который под свой святительский омофор взял всех нас, и взял, подъял все наши скорби, все наши прегрешения, все наши печали и болезни…»

Из проповеди еп.Вадима 3 сентября 1990 г.

2010 год для иркутян особенный. И замечательность его связанна с именем святителя Иннокентия I Иркутского (Кульчицкого). В этом году исполняются две круглые даты – 20 лет уже как вернулся в Иркутск, в Сибирь, к нам Домой наш Сибирский Первосвятитель, добрый пастырь, любимый святой Иннокентий Иркутский. И 20 лет архиерейского служения на Иркутской кафедре высокопреосвященнейшего владыки Вадима, архиепископа Иркутского и Ангарского, имя которого в истории навсегда неразрывно связано со святителем Иннокентием. Трудами и благословением архиепископа Вадима в 1990 году произошло самое значительное событие за последние 50 лет в Сибири – была найдена и возвращена Великая, на многие годы и десятилетия утраченная, святыня всего Православного мира – нетленные и чудотворные, святые мощи епископа Иннокентия, основателя Иркутской епархии и покровителя всея Сибири.

И пусть эти слова не покажутся слишком возвышенными, ибо многие наши современники не способны уже (или пока) понять всей значимости этого события и Промысла Божьего о всех нас, если мы сегодня имеем такую Великую возможность молиться у раки святителя Иннокентия и других святых, совершать паломничества на Валаам, Святой Афон или на Святую Землю; как некогда не понимали представители высшего света Российской Империи в какой стране живут и чем надо дорожить, что нужно любить, питая иллюзии о «светлом будущем», расшатывая устои традиционного порядка и государственности, уничтожая т.о. свою Родину.

НЕПОПРАННАЯ СВЯТОСТЬ

Сегодня, 3 сентября, 20 лет спустя хочется обратиться к истории возвращения мощей  святителя Иннокентия в Иркутск. Тем более что она, плюс ко всему весьма занимательна, поучительна для всех нас.

Озабоченность поиском мощей свт. Иннокентия проявлял еще архиепископ Хризостом, в свое архиерейство на Иркутской кафедре. Но более активно поисками занялся тогда еще молодой владыка Вадим, разослав всем свое обращение о помощи в поиске мощей святого. Нашим историкам-следопытам стало известно о том, что в городе Ярославле есть церковь Николы Надеина, в которой де нашлись мощи известных ярославских святых князей Феодора Смоленского, Давида и Константина Ярославских, которые совсем недавно без особых хлопот были переданы Православной церкви. Но рядом с ними находилась еще одна витрина с мощами, спасенная и перенесенная туда еще в  60-ые годы гонений музейными работниками из готовящегося к уничтожению храма Илии Пророка. Появилась надежда найти следы мощей святого Иннокентия в ярославском музее.

      К тому времени в фондах Иркутского краеведческого музея нашлись подлинные документы, касающиеся святителя Иннокентия. Это были анатомическое описание мощей и фотофиксация процедуры их вскрытия в далеком 1921 году. Стало понятно, что можно провести идентификацию благодаря документам из архива иркутского музея. По поручению владыки Вадима Олегом Бычковым были сняты и высланы копии документов в Ярославский музей. Сотрудник ярославского музея Е.А.Анкудинова сообщила о возможной находке, и уже скоро, 12 марта 1990 года, в Ярославль прибывают правящий Иркутский епископ Вадим и протоиерей Сергий Кузнецов. Вот какими увидят впервые мощи святителя Иннокентия владыка Вадим и о.Сергий: стеклянный ящик из деревянных перегородок, в котором лежали мощи, никогда не выставлялся для праздного обозрения. Они хорошо сохранились и полностью соответствовали своему описанию, лежали обнаженные, прикрытые лишь бумагой.

      О.Бычков вспоминал: «Господь явил чудо вновь. Шестьдесят девять лет поругания святыни и небрежения к ней не смогли разрушить нетленные мощи свт. Иннокентия, епископа Иркутского. Члены двух комиссий, от 12 марта 1990 г., и от 9 августа того же года, люди светские, врачи, музейные работники, реставраторы, представители Ярославского комитета по делам религии, все они были поражены крепостью тела святителя Иннокентия. Медицинский акт 9 августа 1990 г. фиксирует те же подробности, что мы находим в освидетельствовании 1921г.»

ПЕРВЫЕ ПОЛОМНИКИ К МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ

      Велика же была радость всех Иркутян-верующих, когда о Великой находке сообщил владыка Вадим! Надежда о возвращении мощей была предчувствием чего-то Великого, грандиозного, могущего окончательно и бесповоротно изменить нашу жизнь к лучшему… Вера же в помощь святителя помогла, и не обманулись мы своими надеждами.

      В этом же году отправляются в паломничество к мощам святителя во главе со священником Николаем Повальским прихожане Знаменского собора Валентина, Игорь и Людмила. В августе 1990 г. они приезжают в Ярославль, где еще даже не все сотрудники музея знают о Великой находке, уверяя их в том, что «никаких мощей святителя Иннокентия Иркутского здесь нет…» Однако именно такими же, как было описано выше предстали мощи перед нашими земляками. «В деревянном ящике, напоминавшем аквариум или стеклянный гроб, где с одной стороны не хватало двух стекол по бокам. Внутри лежали обнаженные мощи святого, от пояса до самых лодыжек прикрыты листом ватмана, - вспоминает Валентина. – В ногах помещалась табличка: «Естественно мумифицированный труп человека». Мы видели хорошо сохраненное тело святителя. Руки, хоть и лежали на груди, но друг друга не касались, от чего между ними был виден просвет. Особенно запомнилось отсутствие фаланга одного из пальцев на руке Святителя. Мы хорошо рассмотрели его лицо: торчащий нос, приоткрытые веки и рот, были видны ресницы и борода. Тело было темно коричневого цвета и создавало впечатление твердого состояния. Подумать только, это останки человека, жившего более 200-от лет тому назад, и имевших уже такую славу! Мы отчетливо понимали, что перед нами великая святыня – нетленные прославленные чудотворные мощи святого угодника Божьего, и засвидетельствовали своим присутствием это чудо…»

ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ…

      Еще в Ярославском Толгском Богородицком монастыре, за то недолгое время, пока мощи находились там, появились сведения о чудотворной помощи и исцелениях от мощей святителя Иннокентия. Перевезли их в обитель тогда наместник монастыря игумен Евстафий (будущий епископ Читинский и Забайкальский) и священнослужители Иркутской епархии о.Сергий Кузнецов и о.Александр Белый, для дальнейшей доставки в Иркутск. Как родного провожали тогда Ярославцы  Сибирского святого и помнят его и молятся ему по сей день.

      Однако у возвращавшихся в Иркутск начались необъяснимые злоключения. Протоиерей Александр Белый вспоминает: «Когда мы решали вопрос о перевозке мощей святителя Иннокентия, который встал еще до того, как мы должны были забрать их из Ярославля, то обратились в отдел авиаперевозки. Где нам пояснили, что необходимо справку из санэпидемстанции и цинковый гроб, т.к. «вы  везёте труп покойного». Когда людям объясняешь, что это 1731 г., в ответ что-то такое непробиваемое: «справка из санэпидемстанции и цинковый гроб»! Для нас это выглядело как какое-то кощунство или надругательство: мощи святого в цинковом гробу… Этот вопрос было трудно решить и в итоге с авиаперевозками ничего не получилось. Мы обратились на железную дорогу, - там тоже самое: «справка из санэпидемстанции и цинковый гроб»! Мы понимали всю значимость возвращение мощей святителя Иннокентия в Иркутск, который был просветителем Сибири, и на цинковый гроб пойти никак не могли. Это было не приемлемо. Пока решались эти вопросы одновременно подписывались все бумаги для возможности вывоза мощей в Иркутск.

      Мощи находились еще в храме Николы Надеина, когда впервые предстали нашему взору. Это был сильно запыленный придел, т.н. музейный запасник, куда никогда никого не пускали. Мы вошли в это помещение и увидели стоящую стеклянную витрину, сделанную из шибин, некоторые из шибин были выбиты. Совершенно пыльные. В нутрии витрины лежали мощи святителя обнаженные, закрытые листом бумаги. С торца надпись крупными буквами: «мумифицированный труп неизвестного человека». Трудно передать наше состояние: мурашки по телу, сильное волнение от того, что мы понимали, что здесь что-то происходит необычное, из ряда вон выходящее… Отношение к этим мощам, что он здесь как забытый лежит и в то же время мы были уверены, что святыня не может быть забыта, она сама себя сохраняет; и как бы человек не старался – людей забывают, а святыню не забудут. Вначале мы даже не знали, как к мощам подступиться и тогда игумен Евстафий попросил разрешение у музея послужить прямо здесь молебен. В этом храме уже давно никто не служил, и сотрудники музея с удивлением и растерянностью предложили: «пожалуйста»! Облачились и сослужили первый молебен святителю Иннокентию, и после этого мы несколько осмелели и потихоньку поднимаем эту витрину себе на плечи и выходим с нею из храма. Вдруг, толи это было специально, толи спонтанно получилось, но никто не ожидал, - одна из работниц музея, которой видимо наше волнение передалось, взбегает на колокольню и в самый вынос мощей начинает бить в колокол. Окруженная большими зданиями города Ярославля маленькая церковь и разрывающие обыденную жизнь удары колокола, придали такую торжественность выносу мощей, что мы ощутили всю незабываемость его! Со слезами на глазах мы вынесли эту безценную «раку» с территории музея и погрузили в микроавтобус и потихоньку поехали в монастырь за город в Толгу. Там уже встретили нас сестры монастыря…

      …Мощи были в таком состоянии… В последствии я спрашивал уполномоченного по делам религии, почему на мощах была такая странная надпись: «труп мумифицированного… человека», ведь вы же знаете, что церковь не мумифицирует останки людей никогда, это не в традициях церкви? На что он мне ответил, что у нас есть свои представления о мумификации: тело может попасть в определенную среду и сохраняться за счет этого. Действительно есть такие случаи, но когда из этой среды тело изымают – оно рассыпается в прах. Святитель Иннокентий долгое время был под спудом Тихвинской церкви вблизи реки Ангары (характерной своей влажностью), затем вынесен в сухой деревянный храм, затем неоднократно переносился из храма в храм, потом увезён в Москву, долго хранился в Ярославле и проч. Неоднократно менялась среда и на нем время не оставило своих признаков. Мы купили большую художественную кисть из хорошего материала для того чтобы невредимо очистить мощи от пыли. И стали ею обметать пыль от тела,  убедились что святитель удивительно сохранился. Это кожный покров, черты лица! Он часто изображается на иконах с немножко повреждённым носом – он такой и есть на самом деле. Остатки волос, чуть приоткрыт рот, видны зубы, усы, борода… Он сохранился удивительно! Сложив руки лежит очень спокойно. Когда мы стали чистить эту пыль, то невольно пришлось за плечё и бедро приподнять немного, чтобы убрать пыль. Вот когда со страхом мы приподняли его то почувствовали что какое там «рассыпаться», он до Второго Пришествия долежит. Это очень крепкое тело! Владыка Платон, архиепископ Ярославский и Ростовский, подарил для покрытия обнаженных мощей Святителя архиерейское облачение и мантию.

      С этого момента у мощей Иннокентия стали служиться молебны постоянно. Позже в письме протоиерею Сергию владыка Евстафий лично засвидетельствовал об исцелении от мощей у женщины раковой опухоли. В Ярославле мы пробыли довольно долго, нежели чем думали. В конце концов, там мы встретили наш фирменный поезд №10 «Байкал», голубенький, красивый. Нашли на вокзале начальника вокзала, начальника этого поезда и объяснили нашу проблему, предварительно представившись. Объявили, что везём Великую святыню и просим их помочь нам, что это за святыня решили не рассказывать, уже боялись, что от нас что-то опять потребуют. Начальник поезда согласился нам помочь и предложил, что сейчас они едут в Москву, где задержатся всего на 4 часа, меняют бальё и возвращаются назад в Иркутск. Нам было предложено купить на этот поезд билеты в последний вагон и там же в тамбуре нам обещали разместить нашу святыню. Он ещё не знал, что это такое и говорил, что закроем её и никто не зайдёт туда и не тронет её.

      Мы так и сделали, купили билеты в последний вагон и ждали поезд. Время прохождения поезда через Ярославль было ночное. А враг рода человеческого не дремлет! Как только этот поезд, который должен был везти мощи святителя Иннокентия, выехал из Ярославля в Москву, на железной дороге совершается авария. Товарный поезд уходит под откос, а поезд «Байкал», в силу этой аварии, не приходит в Москву. А люди в Москве тоже уже купили билеты на этот поезд и их тоже нужно уже отправлять в Иркутск. В то время на Кавказе уже начинались все эти конфликты и поезд Ереван-Москва «Дружба», будучи не отправленным из Москвы, потому, что у него выбивали стекла когда он проходил через разные республики и творилось беззаконие, этот поезд вместо нашего «Байкала» отправляют в Иркутск.

      И вот когда объявляют наш поезд, мы выходим с ракой на перрон и видим, что вместо нашего голубенького, новенького «Байкала» на первый путь приходит какой-то грязный, весь разбитый, в жутком состоянии поезд, который никак не может быть «Байкалом»! Оттуда выглядывают проводники подстать поезду Ереван-Москва.

      Я не могу понять, почему все сразу бросились грузиться к этому поезду! Говорю, что это не наш поезд, просто поверить не мог, не верил в то, что это и есть поезд №10! И всех уверял, что это не наш! И вдруг объявляют, что поезд  №10 отходит!! И вот поезд трогается и появляется мысль: «а может это наш поезд? Вот что-то случилось и нет «Байкала»?! Может этот и есть поезд №10?» И тогда мы кричим проводникам, спрашивая «на Иркутск?». И те недовольные, что вместо теплого Еревана, вместо юга их отправили на север, отвечают нам: «В Иркутск! В Иркутск!». Поезд уже медленно тронулся вперёд, а мы следом вместе с гробницей бежим за ним и кричим: «Святителю, отче наш Иннокентию, моли Бога о нас!» И вдруг кто-то из проводников в темноте, не понимая, что происходит, думает что кто-то опоздал, нажимает «Стоп-кран» и поезд останавливается.

      Никого не спрашивая, мы сами подбегаем к тамбуру последнего вагона, открываем его и кладем туда заранее припасенные два новых матраца, на них грузим гробницу. Подбегают к нашему тамбуру проводники и в ужасе говорят нам «Что вы делаете?», думая, что мы грузим туда  новоиспечённого покойника! Проводники нашего вагона сменяют гнев на умилительную просьбу: «Он же будет пахнуть, меня же будут ругать! Что вы делаете!?» При этом яростно пытаются сопротивляться, и мы уже чуть не силою отодвигаем их и закрываем наш тамбур, успокоив их: «Сейчас мы всё вам объясним, всё будет нормально!»

      Сами с отцом Сергием садимся в вагон, прощаемся с братьями. И вот так вагон тронулся. И уже будучи в поезде вызвали начальника поезда и как могли, пояснили что это и как. К счастью эти люди лучше нас смогли понять, чем какие-то функционеры от разных транспортных служб. Они даже напугались и настолько напугались, что в этот тамбур больше никогда не заходили до самого Иркутска.

      Мы разместились в этом вагоне и едем дальше. Что происходит дальше: как только мы отъезжаем от Ярославля, на нашем пути по железной дороге происходит точно такая же авария с крушением другого товарника. У товарного поезда 6 вагонов уходит под откос. И мы задерживаемся на 9 часов. Пока пришли к Иркутску нас задержали на 12 часов. Это было явное сопротивление невидимых сил – туда авария, обратно авария! Как будто всё сопротивлялось тому, чтобы мощи Святителя Иннокентия не возвращались в Иркутск! Однако всю дорогу, как мы ехали в Иркутск, было полное ощущение, что не поезд везет мощи святителя Иннокентия, а святитель Иннокентий везет поезд и с ним ничего не случится. На каждой станции мы выбегали в тамбур, который был закрыт, и всматривались в окно, чтобы убедиться в нормальной транспортировке мощей. И, Слава Богу, всё было нормально.

      В Иркутске нас ждали и ждали утром. И никому не сообщили, что из-за аварии поезд задерживается на 12 часов. Люди ждали весь день на жаре и к концу дня остались самые стойкие. И вот уже ночью мы приезжаем домой. Вот он Иркутск. Открывается двери вагона, пыльный вокзал, пыльный перрон. Во главе встречающих владыка Вадим, тут же в этой пыли делает земной поклон и служит краткий молебен. Слышны прошения, прикладывается к мощам и тут же направляемся в Знаменский собор, где нас уже весь день ждало множество прихожан. Мощи повезли в специальном автобусе, мы же на епархиальной «Волге» отправляемся вперёд, чтобы там встретить мощи. Чтобы приготовить крестный ход, потому что мощи встречают особым образом, крестным ходом надо выйти за ограду храма и встречать там. И в тот момент, когда мы подходим к «Волге» и уже садимся в автомобиль, у одного из наших священников проезжающие на мотоцикле хулиганы пытаются на ходу сорвать крест на цепи. Подъезжают на мотоцикле, дёргают за цепь и на большой скорости исчезают вдали. Но чудесным образом получается так, что рвётся цепь и крест остаётся. Цепь они увезли, а крест остался. Это, наверное, уже было последнее искушение, связанное с возвращением мощей святителя Иннокентия…»

      Если кто-то и не понял, то нам стало ясно как Святитель Иннокентий спас целый пассажирский поезд от страшного крушения! Когда товарняк сошёл с рельсов, никто не пострадал. Но по расписанию, не случись задержки, именно иркутский «скорый» должен был проследовать по злополучному перегону. Чудо засвидетельствовали священнослужители, ведь Святитель хранил тех, кто находился в поезде.

      По прибытию же в Иркутск, Святитель продолжает тайно, незаметно для нас чудотворить. Иногда его чудеса обнаруживаются и для нас, грешных. Хорошо запомнился прихожанам Знаменской обители случай, когда вскоре по прибытию в Иркутск мощей, из Улан-Удэ привезли слепого мальчика и он прозрел у мощей Святителя Иннокентия.

      В прошлом году в Знаменский собор пришла женщина, совсем светская, в храмах мы ее не встречали. Но она очень хотела поделиться с нами своей радостью исцеления от мощей Святителя. Она много курила и долгие годы не могла избавиться от этой пагубной страсти. Ничто не помогало, выхода она уже нигде не видела. Как ее Надоумил Господь, но она не пошла кодироваться или обращаться к знахарям-колдунам, а решила просить исцеления у действительного врача и целителя Иннокентия Иркутского! Пришла и попросила помощи и святой исцелил ее в один миг. Уже выйдя из храма, она, сама, еще не догадываясь о своем исцелении, избавилась от болезни. Даже не заметила, как сама собой стала жить без табака и ни разу не искусилась покурить. Как будто давно уже бросила, что спохватившись сильно была удивлена, как без усилия воли легко снялась с ее плеч самая большая для нее проблема. Чем угодно могла бы она объяснить свое исцеление, но только не силой собственной слабой воли, если бы не была уверенна, что вылечил ее самый искусный врач, к которому ей повезло «попасть на прием». Так дорожила она этим своим исцелением, что долгие годы даже боялась кому-нибудь рассказать о явно произошедшим с ней чуде! И лишь после того, как прошло семь лет, когда окончательно убедилась, что уже никогда не возьмет сигарету, посчитала своим долгом известить нас.

      Вот так, иногда достаточно только переступить порог храма и правильно вести себя в нем, чтобы получить исцеление. А ведь в этом и заключался подвиг этой женщины, что удостоилась чести от Бога быть исцеленной Его святым. Вера и признание своей вины, и молитва, чего нам многим не хватает. Видимо еще не все наши соотечественники одурманены телевидением, хватает духовного разума еще распознать, где свет, а где тьма.

Ростислав Румянцев


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов