17.01.2008

Мнение православного священника, отца семерых детей по поводу нового анимационного фильма   «Илья Муромец», недавно вышедшего на Российские экраны

 

Сразу хотелось бы определиться.  Этот мультик мне православному священнику и моим чадам понравился. Но, для нас, в этом фильме, открылось много важных «но», которых  нам не хотелось бы видеть в следующих сериях. Если этот фильм является плодом частного воображения и частного финансирования, то спрос с него не велик. Интересно и ладно. Выгодно и хорошо. Но если в фильм вложены государственные деньги, под государственный же заказ, то прошу меня выслушать, как верующего человека, отца большой семьи,  добропорядочного налогоплательщика-государственника. 

 

В первых строках только обо всём хорошем. Великолепнейший план постановки. Изумительное мастерство рисунка и компьютерного моделирования. Безупречное видение (в контексте общей идеи фильма) художниками-аниматорами образов всех героев и, прежде всего главных. Хорошо прорисована сатира на современные соблазны и пороки нашего общества. Очень к месту не пошлый и весьма искрометный юмор. Правда, очень весело. Звук и голосовое сопровождение в самых лучших традициях российской и мировой анимации, а иногда думается, что и получше многих хороших западных шедевров будет. Илья Муромский и Алёнушка, так просто истинное загляденье. Короче. Красота, да и только. Фильм воспринимается приятно для глаза и для слуха. Но…

 

Теперь о плохом. Если фильм преследует патриотические цели, то сразу стоит сказать, что американская методика их достижения выбрана авторами неудачно. Нет необходимости, для нужд утверждения превосходства русской народности, использовать приёмы, очерняющие другие народы, как это без всяких прикрас сделано в данном фильме по отношению к византийским грекам.  Мало того, что мнение «Стоглавого Собора» о лукавстве греков, не являлось мнением всей православной и российской полноты, так ведь подобное представление о них, не имеет под собой особых исторических оснований. Византийцы, как все прочие народы, боролись за лучшую долю для себя и своих союзников и если сравнивать, то поведение русских правительств может оказаться не в нашу пользу. Мы всё получили от греков. Греческая Церковь и греческая православная культура являются огромной частью исторического и духовного основания нашей государственности и народности. Нужно быть им благодарными, а не заниматься необоснованным сказкотворчеством и очернительством. Какие бы они ни были, но греки нам братья. Потом, не стоит забывать, что всё, что производится в Российском прокате, мгновенно выливается на русскоговорящие американские и европейские рынки, которые активно контактируют с грекоговорящим рынком, а он огромен и зависим от нашего кинопроизводства (за неимением своего). Не думаю, что этот малополезный для нас «художественный приём» понравится греческому зрителю, а это минимум тридцать миллионов человек.

Откровенно и неприятно диссонировал с общей «гармонией» образ Русского князя, чьи псевдо глупость, алчность и гордыня, нарочно придуманные авторами сценариев, последовательно кочуют из оного фильма в другой и третий фильмы этой серии. Судя по фактам русской истории – продолжение может следовать очень долго и если подобная линия продолжится, то мы, через эту весёлую красоту,  приучим наших детей к мысли о патологическом идиотстве российских правителей, которых надо, как минимум, сторониться и не слушаться. Комментарии излишни. Подобная «наука» противоречит православному учению об отношению к властьпридержащим и мы даже просто терпеть такое не должны. Кроме того, большинство русских и Российских правителей являются действительно положительными героями своего времени, а об плохих «царях», в подобных воспитательно-культурных проектах, говорить надо по-другому. Если мы, этим фильмом, воспитываем наших детей, то наряду с ошибками и грехами князей мы должны показывать их расскаянное мужество, недюжий ум, дипломатические способности и военные таланты. Всё как было. Понятно, что мультик это сказка, но «сказка ложь, да в ней намёк… добрым молодцам урок…».  Быть может, на основании этого мультика сложится частица мировоззрения одного из наших будущих правителей, который сейчас ещё в шортиках бегает. Не солидно, не объективно, даже для детей, выглядят (очень уместные в данном контексте фильма) сцены вооружённого противостояния, всего одного человека Ильи Муромского и целой армии греческих легионеров. Такое враньё даже в сказке не смотрится. Надо было уж, каких ни будь десяток сотоварищей Илье приспособить, а не просто кривую  вилку в руках князя. Авторское видение этого сюжета выглядит действительно смешно, но приучает к недооценке сил и ума противника, а также к шапкозакидательству, что в условиях исторической действительности крайне не полезно и опасно. Странно, что сами авторы об этом не подумали.  И последнее «но», которое мне подсказал мой старший сын Арсений: - «Преподобный отец Илья Муромский был исторической личностью. Авторы с этим фактом явно не знакомы, потому что вложили в уста православного послушника пропаганду языческих суеверий, чего не могло быть априори, ведь церковь не приемлет суеверия и даже борется с ними. Илия был слуга Божий, а не княжеский, так как носил на себе церковное богатырское послушание оборонять веру Христову и верных Христу людей, а в фильме об этом, и вообще о церкви нет не слова. Это несправедливо и не идейно, а потому хороший  замысел скатился  до банального диснеевского  мультипликационного мордобоя - мочилова,  что сделало фильм пустым, без глобальной полезной идеи, без положительных  последствий. Посмеялись и всё.  Обратите внимание - юноша это увидел. Странно, что авторы сценария не дали себе труда посмотреть на свой фильм с подобной стороны. Хотя, я не удивлюсь, что они это сделали специально, чтобы…

 

Если кто-то скажет, что нам не надо идеологических катков от мультипликации, то мы православные христиане (86% населения Р.Ф.) так не считаем. За такие деньги нам смеяться над глупостями не интересно и не полезно, а значит, в другой раз мы проголосуем против подобных анимационных слюней ногами и другим хорошим людям предлагаем поступать также. Всё, что делается за наши деньги должно иметь свою актуальную пользу. К примеру, большинство советских и американских мультиков созданных между серединой 40-х и концом  70-х гг. эту пользу в себе имеют, и именно поэтому они будут востребованы нами  во все времена. Кроме того, нам бы хотелось, чтобы проплаченные нами (в виде налогов и билетных сборов) деньги приносили прибыль нашей российской культуре и развивали её, а потому, мы настойчиво требуем, от мультипликаторов и продюсеров, сохранять лучшие интеллектуальные и духовные традиции нашего кинематографа. Мы требуем развивать российскую мультипликацию (как важнейшее из воспитывающих искусств) через её максимальную  (в первую очередь духовную и идейную) востребованность на рынке кинопродукции. Как мне сейчас видится, в этом фильме о славном Русском богатыре и духовном герое, продюсеры употребили чуждый для нашей традиции подход, который сужает зрительский круг до «аншлаговского».  Это очень мало и, увы,  не в цель.  

Хочется вынуть три капли дёгтя  из нашего мёда. Внешне фильм красив и очень талантливо нарисован. Жаль, что не нашлось достаточно соли и сахара чтобы победить внутреннюю пресность. Хотя кое-что от «полезного», мне взрослому человеку, удалось приобрести, посмотрев этот Русский анимационный фильм.  Это «Кое-что!!!» – любовь к родной земле, от которой и духовность, и творческий ум и сила богатырская - непобедимая. Спасибо авторам за красоту и чудный плод труда рук, но в головах всё равно стоит навести порядок. Простите за критику. 

 

С уважением и молитвами заведующий Миссионерским Отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарёв.

 

 

 

                      


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов