Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 


Мониторинг СМИ

Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий: «В обществе озабочены судьбой игумена Софрония»

Владимир Легойда направил А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга

Москва, 12 сентября. Владимир Легойда направил главному редактору Интернет-издания "Православие и мир" А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга Анатолия Евгеньевича Данилова.

О современной внешней миссии Русской Православной Церкви

"Второе Крещение Руси". Фильм митрополита Волоколамского Илариона

Татьяна Шишова. Воспитание мальчиков

Православие.ру Будь мужчины всегда такими слабаками, род человеческий давно бы пресекся, ведь на долю мужчин во все времена приходились самые трудные, опасные занятия, самые тяжелые работы. Попробуй повоюй, имея хрупкую, ранимую психику! Или даже поохоться на свирепых зверей, причем без огнестрельного оружия, как делали многие поколения наших предков! А жизнь крестьянина-землепашца? Сколько изнурительной физической работы! Сколько, выражаясь современным языком, стрессов и психотравм!

Максим Лесков. Дым мирового пожара подступает к России

РНЛ (10.07.13) Мировой пожар с новой силой запылал на охваченном природными аномалиями глобусе. Во всех этих событиях при внимательном рассмотрении можно заметить обрывки различных сценариев, пригодных для применения и в России. Турция напомнила о химкинском лесе, Бразилия – о сочинской олимпиаде, Египет – о наших братьях-мусульманах, все чаще забывающих о том, что в русском доме хозяин еще не вымер окончательно.

Алексей Гладков. Кто хочет выкинуть Православие из Европы

Религаре.ру Отношение современных европейских масс-медиа к православной церкви – причем не только в России, но и в Грузии, Сербии, Молдавии, Белоруссии – можно обобщить следующим образом: это неприязнь, граничащая с ненавистью. Конечно, пресловутая политкорректность не дает современным западным журналистам выражаться в стиле девятнадцатого века, когда печать католических и протестантских стран спокойно называла представителей восточной ветви христианства схизматиками. Такого сегодня, конечно, не прочтешь. Используются другие фразы, например: "сила, тормозящая секуляризацию"; "оппоненты реформ", "противники альтернативных стилей жизни".

На космодроме «Плесецк» освящен храм в честь Всех святых

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила благочинный Мирнинского округа Архангельской епархии протоиерей Артемий Эмке освятил в воинской части 14056 на 43-й площадке космодрома «Плесецк» храм в честь Всех святых.

Священник Александр Дьяченко. «Трудно быть Богом, батюшка»

Православие.ру. Моя юность выпала на 80-е годы прошлого века. Мог ли я тогда представить, что через несколько лет нас накроет наркотический девятый вал, и я буду через день отпевать несчастных мальчишек? - Только в страшном сне. А уж то, что главной темой каждого из дней грядущего XXI века станет тема «продвижения в массы» гомосексуализма? - Вообще немыслимо.

Мария Сараджишвили. Сидящая Анастасия

Вера-Эском. Анастасия при­шла из церкви и увидела мёртвого жениха. Она встала перед ним на колени - с этого момента началась её подвижническая жизнь. Она хотела личным подвигом искупить грех самоубийства любимого человека. Люди, приходившие к ней за помощью, впоследствии назвали её «сидящей Анастасией».

Александр Проханов. «Путин пережил колоссальный шок»

Накануне.ру. Публицист, писатель Александр Проханов провел презентацию своей книги "Поступь русской победы" в Челябинске. Встреча прошла в форме живого общения в Челябинском государственном университете. Проханов поделился с присутствующими своими, по его словам, "хаотичными" мыслями, с которыми он живет. Что за "колоссальный шок" пережил Путин, почему Гитлер победил в 1991, а Россия платит репарации, и почему нынешний президент РФ должен отстоять Сирию, чтобы претендовать на переизбрани

Борис Керженцев. Покушение

Литературная газета (26.06.2013) Объективная логика всей европейской истории последних сотен лет оказывается на стороне именно гомосексуалов и трансвеститов, а не защитников традиционной семьи. Абсурдно и непоследовательно, признавая доктрину «прав человека», отказывать человеку-гомосексуалисту в одном из важнейших прав - строить свою частную и личную жизнь по собственному усмотрению.

Родившийся 23 февраля
«Святая Церковь искренне желает, чтобы в нашем обществе возродилось исконное уважение к воинству, понимание тягот и трудностей, переживаемых армией России".

Иеромонах Иов (Гумеров). К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

Православие.ру (12.02.13) Деятельность отца Георгия Кочеткова ведет к конфликтам и нестроениям потому, что его религиозно-философское мировоззрение чуждо Православию, которое основано на богословии и духовном опыте святых отцов. Практика, которая с каждым годом быстро расширяется, представляет серьезную опасность для Православной Церкви.

УЭК: Регионы не поставили на карту

Газета.ру (12.02.13) Проект по обеспечению граждан универсальными электронными картами слишком затратен, посчитали в Минсвязи. Обязательная раздача карт с 2014 года отменяется: они будут выдаваться только по заявлениям граждан. С 1 января основному инициатору проекта — Сбербанку — поступило 13 тысяч заявлений на выдачу. Но проект может затормозиться из-за регионов: полностью к выдаче карт готовы только пять из них. А сама карта пока ничем не отличается от банковской: расширенный функционал по оплате госуслуг может появиться только в апреле.

Поиск по сайту



Главная / Мониторинг

Евгения Смольянинова. «Петь так, Бог на душу положит...»

Русская линия

Евгения  Смольянинова

«Петь так, Бог на душу положит...»

29 февраля - день рождения певицы Евгении Смольяниновой …

Несравненный голос, русская красота и стать, чарующая нежность, безупречный вкус, душевность - вот что такое пение Евгении Валерьевны Смольяниновой. Прекрасной русской певицы. Когда слушаешь её, сердце и мысли уносятся далеко - и вспоминается то, что, кажется, давно забыл. Вдруг помнишь себя маленьким, на руках у матери. Дарованное счастье первой любви. Ощущаешь живительный ток связи поколений, где из рода в род - одна слава, одна доля, одна печаль... Её пение внушает всякому, в ком бьётся живое сердце, гордость за то, что он русский. Оно напоминает о том, как талантлив твой народ, как величава твоя земля, безбрежны её равнины, разливы рек её, подобные морям...

Время на выступлениях Смольяниновой исчезает, мгновения тянутся, как вечность, а вечность длится, как единый миг. После её выступлений уходишь преображённым. Предлагаем вниманию читателей беседу с выдающейся певицей.

- Прекрасно понимая, как мало у вас свободного времени, мы очень благодарны за эту встречу. Расскажите, жива ли сейчас русская народная песня, что с ней происходит?

- Народная песня развивается, хотя внешне это и незаметно. Вот, к примеру, недавно я узнала, что Николай Петрович Бурляев собирает фестиваль народного творчества...

- Да, музыкальный фестиваль проходит в рамках фестиваля «Золотой Витязь». Сейчас готовится стартовать Форум славянских искусств, который будет включать в себя форум литературный, изобразительных искусств, театральный, музыкальный и кинофорум.

- Вот видите, какой-то интерес к музыкальной народной культуре уже ощутим. Я живой свидетель того, как возникал этот интерес благодаря ансамблю Дмитрия Покровского и его сподвижников в Петербурге и других городах. Но потом, к сожалению, эта волна спала. Думаю, произошло это из-за бытующего мнения, что народные песни - образец языческой культуры, а Русь наша православная, и мы, следовательно, не должны иметь интереса к народной культуре как к пройденному этапу. Это в корне неверно. Жаль, что люди знающие и понимающие не пропагандируют этого, этим занимаются как раз те, кто ничего не смыслит в народной культуре. Ведь её нельзя постичь в одночасье. Мало просто спеть народную песню. Дошедшие до нас песни очень древние и невероятно самобытные. Народную песню надо прочувствовать, нужно научиться музыкально мыслить так, чтобы приблизиться к её внутренней вокальной культуре. Не случайно, у народов, которые сохранили настоящее культурное национальное пение, крепкие корни. Думаю, что сегодняшнему человеку практически невозможно научиться так красиво петь.

- Откуда ваша культура произнесения?

- Мне очень нравится говорить «ч-то» (а не «што». - Прим. ред.), это дань памяти дорогим для меня и уже ушедшим ныне людям, которые произносили именно так. Кроме того, язык наш утерян - его словарный запас, интонационная традиция произнесения. Даже в старину простые уличные торговцы кричали «зазывалки» на определённый мотив. Определённая была звуковая информация, человек развивал свой слух. У современных людей, говорящих на русском языке, нет ни малейшего представления о русской музыкальной песенной интонации. Эта интонация сохранилась разве что в церкви, где можно послушать и прочувствовать её, но ведь в быту этим мало кто будет заниматься. Произносить на старорусский манер - мой сознательный выбор.

- Я так и понял, что вам просто нравится так говорить. Ведь так только русская аристократия в эмиграции говорила, великие князья Романовы или русские переселенцы-раскольники из Аргентины. Это хорошо...

- Кстати, меня упрекали и в манерности, и в «оканье». В Вологде даже легенда есть по поводу моей манеры произнесения. Но «окаю» я потому, что считаю: везде «акать» нельзя. Буква «а» красивая, но «о» очень рельефно вычерчивает слово. В пении ведь нужна не только мелодия, в пении обязательно надо вычертить слово, чтобы человек, когда слушает, вместе с мелодией понимал смысл слова, чтобы всё это вошло в сердце, чтобы абсолютно точно отпечатался смысл. Своей учительницей, наставницей я считаю Ольгу Федосеевну Сергееву, которая жила в Усвятском районе в деревне Церковище. Она умерла 5 лет назад. Я её услышала по радио и захотела повторить её песни, спеть как она.

- Кого вы считаете коллегами по народной песне в русском песенном искусстве?

- Любой человек, проявляющий истинный живой интерес к народной песне, - мой коллега и соратник. Лет 8 назад я была в Белгородской области, где по приглашению местного архиепископа выступал женский деревенский ансамбль. И это было большим подарком для меня - юные, молодые голоса пели настоящую крестьянскую песню так, как нужно её петь. Они удивительно точно сохранили внутреннюю интонацию. Ведь, как правило, в пении молодых не хватает выдержанности традиции, они словно играют в народ, становятся манекенами, исторгающими звуки. Но в национальном пении в русского нельзя играть - это дурно и безвкусно, как бы ни потешались над этим иностранцы или те, кто не владеет русской культурой.

- Когда-то давно при нашей встрече вы говорили, что ваш сын учится в лицее духовной культуры. Что он делает сейчас?

- Он теперь музыкант, учится во ВГИКе на звукорежиссёрском факультете, совмещает работу с учёбой, ужасно устаёт. Я не могу о нём отстранённо рассказывать. Он учится, перепробовал разные институты и пока ещё не нашёл нужного. Когда в человеке много талантов, они бьются о стенки жизни и все хотят вырваться наружу, чтобы расцвести ярким цветом. У него много потенциала и возможностей. Что бы ни было, всё слава Богу. Кем он будет - неважно, но у него хорошая жизненная школа: в поездках по России он много видел людей, видел провинциальную жизнь, которая ещё дышит отзвуком русского национального духа. Это настоящий университет - почувствовать разных людей, понять достоинство - своё и других.

- А по каким провинциям вы поездили?

- Кроме Дальнего Востока, я, наверное, была в России везде, поскольку только по провинциям и езжу. Иркутском у меня заканчивается дальнее восточное направление. Россия большая, везде свои таланты есть.

- Сколько в год получается концертов?

- Это знает мой директор Александр Николаевич Шеффер. Очень много: за прошлый сезон в октябре - ноябре у нас было 58 концертов. У меня бывают такие периоды, когда чемоданы не разбираются. И чемоданы не выдерживают, ломаются, представляете! Помню, как в 2008 году мы должны были прилететь из гастролей 30 октября, а 1 ноября у нас уже был новый концерт. Сидим, ждём самолёта, и вдруг в календаре вижу, что в октябре 31 день. Вот было счастье - узнать, что целый день можно отдохнуть.

- У вас есть программа предстоящих концертов?

- Скорее нет, программа пока продумывается. Я почти создала идеальную программу, в которой было бы желанное соотношение всех произведений. Наверное, вы заметили, что в зале аплодируют, едва я начинаю петь - так всегда бывает при исполнении любимых песен. А если я не внесу эти песни в программу, люди будут их требовать, и мне всё равно придётся их исполнять, но уже вне программы. Но ведь постоянно исполнять одно и то же скучно. Я всегда сравниваю свою программу с коллекцией - ведь когда коллекция новая, в неё идёт всё без разбора. А когда коллекция собирается уже долго, в неё хочется добавлять исключительно раритеты. Всегда думаешь: взять ли эту редкость в коллекцию или нет? Так и с музыкальной программой.

- У вас есть постоянные поклонники?

- Да, конечно. Вот, к примеру, одна женщина уже лет 12 ходит на мои концерты, сидит на первом ряду, периодически шуршит букетом и говорит «Мама» - она любит эту песню.

- Вам на концертах передают записки. Какие в них пожелания?

- Во время концерта слишком большой эмоциональный накал, чтобы это запомнить. Но я все записки храню, выбросить их рука не поднимается. Есть записки 5-7-летней давности. Иногда я их случайно нахожу, и тогда становится радостно и приятно - ведь записки пишутся под воздействием чувства. В трудную минуту они как бальзам на душу.

- Вы составляете концертную программу не только тематически, но и по настроению?

- Конечно, программа всегда стоится по настроению, по чувству. Ведь музыкальная программа, как калейдоскоп - стоит немного переставить песни местами, и общая картина уже меняется. Иногда очень хочется петь про эмиграцию - это моя любимая тема. Столько красивых стихов написано, столько боли заключено в художественных образах, что впору делать отдельную программу.

- Вам когда-нибудь доводилось выступать перед эмигрантами?

- Не бывало так, чтобы зал состоял из одних только эмигрантов. Но некоторые бывали - из старых эмигрантов первой волны. Я была рада таким встречам.

- А на гастроли за границу вы ездили?

- Нет. У меня есть ощущение, что это не моё. Александр Сергеевич Пушкин тоже никогда не был за границей. Анастасия Дмитриевна Вяльцева, которая тоже никогда не была за границей, совершенно точно сказала: за границу ездят за славой, а я славу нашла здесь.

- Я не совсем соглашусь, потому что вы могли бы поехать к тем русским, которые Россию чувствуют обострённее, чем здесь.

- Верно. Была пора, когда я сильно болела этой идеей. Но на всё воля Божья, ведь у эмигрантов остался на губах вкус Родины, а у нас этого, к сожалению, нет. Поэтому, мне думается, важнее развивать народную песню здесь. Для человека важнее отдыхать на своей Родине, чем отдыхать на берегу океана. Важно сорвать с ветки яблоко, выросшее на твоей земле, и вонзиться в него, почувствовать морозный воздух, чтобы он ударил тебя и осветил, и опьянил одновременно, чтобы понять, что ты совершенно счастлив. Так же для другого человека важно вонзится в банан и почувствовать свой вкус родины. Когда ты не чувствуешь этого вкуса, то словно на чужбине живёшь. К сожалению, на сегодняшний день произошла глобальная потеря координат.

- Цикл автора Туроверова большой?

- Нет, он состоит всего из одной песни. Я пытаюсь найти нейтральные стихи, но у него стихи, похожие на памфлеты, все монархического содержания. Я перестала петь эти стихи, потому что, когда я песню допевала, кто-то в зале начинал понуждать всех встать - такой патриотический порыв. Было ощущение, что сейчас в зал ворвутся матросы, и начнётся перестрелка, а я этого не хочу. Мы стереотипами воспринимаем других людей. Сколько нареканий у меня было по поводу того, что я пою Вертинского! Как так, ведь я патриотическая певица, а пою Вертинского! Вертинский - это штамп в голове, Туроверов - тоже штамп. А я хочу, чтобы на моих концертах человек возвращался в некое состояние младенческого восприятия, чтобы он мог совершенно спокойно пролить слезу, не думая, правильная она или нет. Поэтому мне очень нравится ездить по провинциям. В маленьких городах, с одной стороны, есть люди удивительно образованные, очень тонко воспринимающие музыку, а с другой стороны, есть такие, кто, совершенно не разбирается в тематике. Однажды по просьбе писателя Валентина Распутина мы должны были выступать у него на родине, в Иркутске. А перед этим выступали в городе Балаганске. Концертным залом это нельзя было назвать - какой-то сарай с невысокой сценой и пианино без боковой и задней стенки. Была осень, и мы исполняли песню «Астры осенние». Тончайший романс, который, казалось, требовал изысканного, необыкновенного восприятия. А тут пришли люди с семечками! Но скоро никаких семечек не было, потому что люди забыли, где они находятся, - слушали, открыв рот, не зная ничего, о чём я пела, романс ли, песню ли... Сидели, завороженные звуками пианино. Мастерство нашего пианиста Миши такое, что звуки таяли. А во время перерыва зрители вышли и нарвали нам цветов. Вот так пространство поменялось, и это уже был не город Балаганск, а уже какой-то совершенно другой, волшебный город, в котором живут волшебные люди, способные воспринимать то, что вроде бы никому не нужно, как старое и отжившее. А в городах часто приходят люди и говорят, что, вот, Блока не надо петь, не надо Набокова или Вертинского. А я думаю, что тем людям, которые сидели в зале Балаганска, было всё равно, поют ли Блока или Набокова. У них есть отзвук настоящего. Это генетическая память. Кровь отзывается в людях. И поэтому совершенно не важно, где петь, а важно петь там, где есть русские люди. И часто пришедшие ко мне на концерт люди говорят, что я пою, как их мама, бабушка или тётя. Конечно, я пою именно так. Вся Россия так пела. Ведь не случайно, что Тургенев (светский писатель!) написал своих «Певцов», где точно рассказал, что есть разное исполнение - петь красиво или так, как Бог на душу положит. И один пел красиво, а другой пел так, как Бог на душу положит. И одним восторгались, а от другого душа замерла.

Беседовали Дмитрий Якунин, Виктор Линник, Нина Катаева

Следующие концерты Евгении Смольяниновой в Москве состоятся

20 марта в Международном Доме музыки

и 23 апреля в КЦ Чайковского.

Источник


Возврат к списку


© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии