Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 


Мониторинг СМИ

Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий: «В обществе озабочены судьбой игумена Софрония»

Владимир Легойда направил А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга

Москва, 12 сентября. Владимир Легойда направил главному редактору Интернет-издания "Православие и мир" А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга Анатолия Евгеньевича Данилова.

О современной внешней миссии Русской Православной Церкви

"Второе Крещение Руси". Фильм митрополита Волоколамского Илариона

Татьяна Шишова. Воспитание мальчиков

Православие.ру Будь мужчины всегда такими слабаками, род человеческий давно бы пресекся, ведь на долю мужчин во все времена приходились самые трудные, опасные занятия, самые тяжелые работы. Попробуй повоюй, имея хрупкую, ранимую психику! Или даже поохоться на свирепых зверей, причем без огнестрельного оружия, как делали многие поколения наших предков! А жизнь крестьянина-землепашца? Сколько изнурительной физической работы! Сколько, выражаясь современным языком, стрессов и психотравм!

Максим Лесков. Дым мирового пожара подступает к России

РНЛ (10.07.13) Мировой пожар с новой силой запылал на охваченном природными аномалиями глобусе. Во всех этих событиях при внимательном рассмотрении можно заметить обрывки различных сценариев, пригодных для применения и в России. Турция напомнила о химкинском лесе, Бразилия – о сочинской олимпиаде, Египет – о наших братьях-мусульманах, все чаще забывающих о том, что в русском доме хозяин еще не вымер окончательно.

Алексей Гладков. Кто хочет выкинуть Православие из Европы

Религаре.ру Отношение современных европейских масс-медиа к православной церкви – причем не только в России, но и в Грузии, Сербии, Молдавии, Белоруссии – можно обобщить следующим образом: это неприязнь, граничащая с ненавистью. Конечно, пресловутая политкорректность не дает современным западным журналистам выражаться в стиле девятнадцатого века, когда печать католических и протестантских стран спокойно называла представителей восточной ветви христианства схизматиками. Такого сегодня, конечно, не прочтешь. Используются другие фразы, например: "сила, тормозящая секуляризацию"; "оппоненты реформ", "противники альтернативных стилей жизни".

На космодроме «Плесецк» освящен храм в честь Всех святых

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила благочинный Мирнинского округа Архангельской епархии протоиерей Артемий Эмке освятил в воинской части 14056 на 43-й площадке космодрома «Плесецк» храм в честь Всех святых.

Священник Александр Дьяченко. «Трудно быть Богом, батюшка»

Православие.ру. Моя юность выпала на 80-е годы прошлого века. Мог ли я тогда представить, что через несколько лет нас накроет наркотический девятый вал, и я буду через день отпевать несчастных мальчишек? - Только в страшном сне. А уж то, что главной темой каждого из дней грядущего XXI века станет тема «продвижения в массы» гомосексуализма? - Вообще немыслимо.

Мария Сараджишвили. Сидящая Анастасия

Вера-Эском. Анастасия при­шла из церкви и увидела мёртвого жениха. Она встала перед ним на колени - с этого момента началась её подвижническая жизнь. Она хотела личным подвигом искупить грех самоубийства любимого человека. Люди, приходившие к ней за помощью, впоследствии назвали её «сидящей Анастасией».

Александр Проханов. «Путин пережил колоссальный шок»

Накануне.ру. Публицист, писатель Александр Проханов провел презентацию своей книги "Поступь русской победы" в Челябинске. Встреча прошла в форме живого общения в Челябинском государственном университете. Проханов поделился с присутствующими своими, по его словам, "хаотичными" мыслями, с которыми он живет. Что за "колоссальный шок" пережил Путин, почему Гитлер победил в 1991, а Россия платит репарации, и почему нынешний президент РФ должен отстоять Сирию, чтобы претендовать на переизбрани

Борис Керженцев. Покушение

Литературная газета (26.06.2013) Объективная логика всей европейской истории последних сотен лет оказывается на стороне именно гомосексуалов и трансвеститов, а не защитников традиционной семьи. Абсурдно и непоследовательно, признавая доктрину «прав человека», отказывать человеку-гомосексуалисту в одном из важнейших прав - строить свою частную и личную жизнь по собственному усмотрению.

Родившийся 23 февраля
«Святая Церковь искренне желает, чтобы в нашем обществе возродилось исконное уважение к воинству, понимание тягот и трудностей, переживаемых армией России".

Иеромонах Иов (Гумеров). К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

Православие.ру (12.02.13) Деятельность отца Георгия Кочеткова ведет к конфликтам и нестроениям потому, что его религиозно-философское мировоззрение чуждо Православию, которое основано на богословии и духовном опыте святых отцов. Практика, которая с каждым годом быстро расширяется, представляет серьезную опасность для Православной Церкви.

УЭК: Регионы не поставили на карту

Газета.ру (12.02.13) Проект по обеспечению граждан универсальными электронными картами слишком затратен, посчитали в Минсвязи. Обязательная раздача карт с 2014 года отменяется: они будут выдаваться только по заявлениям граждан. С 1 января основному инициатору проекта — Сбербанку — поступило 13 тысяч заявлений на выдачу. Но проект может затормозиться из-за регионов: полностью к выдаче карт готовы только пять из них. А сама карта пока ничем не отличается от банковской: расширенный функционал по оплате госуслуг может появиться только в апреле.

Поиск по сайту



Главная / Мониторинг

Сайт Святые Сербии

Светлана Луганская

Не так давно переводчица с сербского Светлана Луганская предоставила интервью со Святейшим Патриархом Сербким Павлом, которое публиковалось у него на родине в 1997 г., а у нас, в России, не печаталось. Надеемся, что читатели газеты по достоинству оценят этот дар. Поскольку Господь пока что не удостоил нас видеть и говорить с Первосвятителем Сербии, то уместно сослаться на впечатления русского журналиста Николая Кокухина о Патриархе Павле: "Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его небольшое сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духом у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта отважная душа. Народ говорит: это наш Ангел, который покрывает и защищает нас".

АНГЕЛ СЕРБСКОЙ ЦЕРКВИ

Ваше Святейшество, начнем с начала Вашего жизненного пути - вспомните Гойко Стойчевича (мирское имя Патриарха Павла - авт.), Славонию, деревню Кучанцы, раннее детство.

Я рос так же, как растет и нынешняя молодежь, с той разницей, что сама жизнь была несколько иная и существовали границы, переступать которые было нельзя. А сегодня смотрите, что творится... Я очень рано остался без родителей. Отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Мне тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать спустя несколько лет после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла, брат и я остались с бабушкой и теткой. Мое ощущение материнской любви связано с теткой: я помню ее безграничную любовь, она заменила мне мать, и думаю, что когда умру, первой увижу ее, а потом всех остальных. Семья была религиозной; дети ходили в воскресную школу, учили Закон Божий и уже в первые годы жизни знали "Отче наш", но когда рас- тешь без родителей, чувство Отца Небесного переживаешь намного сильнее. Я слышал об одном ребенке, которого мать оставила, с бабушкой и больше не заботилась о нем; когда он слышал от других детей слово "мама", он бежал домой и ласкал кошку, называя ее "мама"... Тетка нас любила, но за наши провинности мы знали и палку. Хотелось бы заметить, что сегодняшняя система воспитания больна, неправильна, дети попадают буквально в броню родительской любви и заботы и не могут развиваться так, как нужно. Убивается всякая инициатива, и мальчик вы- растает с психологией плюща, вместо того чтобы стать опорой для семьи, или остается своевольным и капризным, ожидая, что все будут угождать ему. Были ли уже тогда предположения, какие-то знаки, что Вы посвятите свою жизнь Церкви? Нет, кроме того, что я был очень слабого здоровья. Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что я умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что я должен продолжать обучение. Семья оказала решающее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранился, я занимался ею в свободное время.

И все же Вы серьезно проверяли свое решение поступить в Духовную Академию?

Тогда, на третьем курсе Академии (это уже период возмужания), мне в голову пришла мысль: "Если Бог наперед знает, что я буду убийцей, могу ли я изменить свой путь? Если могу, Его знание - ничто, а если не могу, где же тут свобода?" Долго я мучился этим вопросом, не находя на него ответа. Довериться кому-то из друзей не мог, их не интересовали подобные вопросы; спросить у преподавателя нельзя, вдруг скажут: "Он еретик" - кто знает? В этом возрасте всякое приходит в голову, и долго я носил в себе этот вопрос, пока не нашел ответ у Блаженного Августина, который объясняет его понятием времени. Время, говорит он, есть некая непрерывность, имеющая прошлое, настоящее и будущее. Прошлое было - его нет; будущее будет - его нет; а что есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно - точка соприкосновения прошлого и будущего, в которой будущее непрестанно уходит в прошлое. Время существует лишь для тварных существ, материи, вселенной, и в особенности для нас, людей. Мы живем и познаем в категориях пространства и чисел. Для Бога их не существует. Для Него нет ни прошлого, ни будущего, но только вечное настоящее; потому, когда мы говорим о будущем, это-будущее наше, а не Его. И это стало для меня решением проблемы, если бы этого не произошло, занятиям богословием был бы положен конец.

Что Вы почувствовали, когда узнали, что Вас избрали Патриархом?

Это был шок. Я никогда этого не ждал и еще меньше хотел; тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее - на следующий день пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что сперва взяться. Знаете, как - есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение - вот главное.

Могли бы Вы выделить наиболее трудный момент Вашего служения?

Малодушие свойственно людям. Но потом, оглядываясь назад, понимаешь, что и неудачи, и скорби имеют свой смысл. Вот, помню, как-то шел пешком в монастырь; дорога долгая, дождь льет, зонтика нет, под ногами глина мокрая, липкая, едва удается ноги от земли отрывать. Думаю: "Господи, почему же так, я же не в кабак иду, что же происходит?" А потом говорю себе: "А где же моя выдержка, стремление?" Все устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу.

Почему Вы не считаете себя живым свидетелем событий в Косово?

По простой причине: я им не являюсь. Моему пребыванию в Косово было придано слишком большое значение, Просто я там был, потому что иначе было нельзя. Мы все нуждаемся в хороших людях и добрых пастырях и готовы видеть их везде, иногда и там, где их нет; ошибаемся, видим только внешнее. В добродетели нужно расти непрестанно, достичь высшего порога - "не могу грешить". Это глубинный внутренний процесс, конечно, он отражается и вовне. Иногда человек только рядом пройдет, а вам как-то легче, теплее, а почему - не знаете. И наоборот, рядом с кем-то вам не по себе. Мы готовим в рай или в ад каждую свою духовную клетку. Неврозы - вот вам адские мучения - отчего? От недостатка любви. Совершенная любовь изгоняет все темные страхи.

Значит, начало ада здесь, на земле?

Конечно, здесь. И блаженство здесь начинается. Если тут мы можем себя подготовить к блаженству, то там - уже не сможем. Смерть - это граница, за которой нет покаяния. Но после физической смерти существуют степени блаженства. Для человека в добродетели нет застоя, так же, как и во зле, нет остановки. Как быстро человек будет расти - зависит от его ревности. Конечно, здесь и от разума многое зависит, от понимания и решения вопроса смысла жизни, Это первостепенный вопрос, Если человек его решил, тогда все легче. Некий молодой человек спросил Эйнштейна, в 'чем заключается смысл человеческой жизни. "Знать ответ на этот вопрос, - сказал Эйнштейн, - значит быть верующим". Молодой человек продолжал: "Не лучше ли не задаваться этим вопросом?" Эйнштейн ответил: "Человек, который не найдет смысла в своей жизни, будет не только несчастен, он будет нежизнеспособен. Насколько я смог проникнуть в законы природы, я увидел в них проявления высшего разума, в сравнении с которым все, на что способен человеческий разум, лишь бледный отсвет". По моему мнению, там, где существует высший разум, существует и личность, которой этот разум принадлежит. Так же как личность не существует без разума, так и разум не может существовать без личности. Ни любовь, ни ненависть не могут быть вне личности. Для меня "высший разум" - Божий разум. Для Эйнштейна иначе. Он был пантеистом, не верил в личного Бога, Рай и ад он понял слишком буквально, поверхностно.

Можно ли объяснить сошествие Благодатного огня у Гроба Господня законом природы?

В кувуклии Гроба Господня находится Патриарх. Свечи погашены. Верой и молитвой сходит огонь. Это - чудо. Если апостол Павел не видел Спасителя, тогда все христианство - фикция; если Христос не воскрес, христианство не имеет смысла, ибо в этом вся сущность нашей веры; если Христос не Бог, если нет иного мира, мы - самые несчастные из людей. Если бы даже наука нашла доказательства, что Бога нет, то почему мы должны в это поверить? Как можно доказать, что мир возник сам по себе или что душа смертна? Это уже не наука, а вера материалистов.

Приближается 2000-летие Христианства. Станет ли 2000-й год годом конца мира, и почему на праздновании юбилея книги Откровения Иоанна Богослова на Патмосе присутствовали ученые?

Ученые, которые присутствовали там, - христиане не занимаются вопросом толкования книги. У нас нет ее достоверного общепринятого толкования, это - единственная книга, которая не читается в церкви - ее содержание очень сложно. Пророчества апостола Иоанна трудно понять, пока они не сбудутся. Для нас важно, что святой Иоанн описал полную историю Церкви. В конце придут два святых мужа, будут проповедовать около трех с половиной лет, погибнут от руки антихриста, и затем наступит конец. Все это описано в мистических образах; они предупреждают нас, что в Небесный Иерусалим войдут лишь 144000 праведников, и мы должны подготовить се6я...Число символическое, как и все образы, поэтому, читая эту книгу, мы. должны остерегаться ложного толкования.

Что такое православная мистика?

Это глубокое личное переживание веры и связи с Богом и духовным миром. Оно настолько глубоко, что невозможно выразить словами. Однако, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути, оно обязательно должно происходить под руководством Церкви. Многие секты возникли именно так - от заблуждений. Человек должен найти верный путь сквозь заросли, а это возможно лишь с помощью того, кто уже знает дорогу.

Сейчас многие обращаются к буддистской медитации, хотя православная молитва, по словам святых отцов, единственный и уникальный способ подлинного богообщения. В Православии нам известен исихазм. Есть ли последователи этого метода духовной жизни?

Такие люди неохотно рассказывают о своем опыте, это нечто глубинное. Исихазм - это способ достижения небесного Божественного света. Противники исихазма с насмешкой говорили, что исихасты просто смотрят в свой пупок. В дей ствительности же они собираются, максимально концентрируют внимание внутри себя для того, чтобы освободиться от плена этого мира. Когда-то и мирские люди прибегали к такому способу молитвы, но именно под руководством монахов-исихастов; сейчас же монахов все меньше, а потому меньше и наставников в этом делании.

Известно, что Святейший Патриарх Павел исповедуется четырежды в год; каково значение исповеди?

Грех рождается в сердце и в уме. Мы грешим мыслями, словами, делами. Исповедь - это покаянное чувство блудного сына, покинувшего отца, нарушившего Его волю и спешащего вернуться к Нему, а значит, и к себе самому. В раннехристианской Церкви исповедь была публичной, затем ее отмени ли, чтобы не смущать детей и новоначальных. Очень трудно в присутствии другого признаться в своих проступках, Покаяние, по-гречески "метанойя", - изменение ума, а епитимья - не наказание, а лекарство. И себе, и другим говорю: кто угодно может меня унижать, но унизить меня может только один на свете человек - я сам. Когда это поймешь, приобретаешь внутреннее равновесие, покой.

Ваше Святейшество, поговорим о женщине. Однажды вы сказали, что женщина - "немощной сосуд", в другой раз, что женщина намного серьезней и ответственней мужчины, потому что она вынашивает, рождает и воспитывает детей. Разве совместимы эти две мысли?

Совместимы. Женщины эмоциональнее, чувствительнее, им легче оступиться, хотя и среди мужчин это не редкость... "Немощной сосуд'' - это из притчи об Адаме и Еве, Ева оступилась первая.

Зачем же Адам послушался ее? Не слабость ли это?

Он послушался потому, что здесь и речь идет о браке. Два в плоть едину. Не было ни ее обмана, ни его легкомыслия, он сознательно решил вместе с ней нести бремя греха. Потому брак - установление райское, и оно не было уничтожено грехопадением.

Что важнее из христианских добродетелей - молитва или милостыня?

Важно и первое, и второе, и еще многое другое... Невозможно выделить какую-то одну добродетель, Если ты не убил, но украл - ты виновен. Молитва - это наши живые отношения с Богом, наш разговор с Ним. Что за семья, в которой сыну нечего сказать своему Отцу? Без милостыни и сострадания к другим мы тоже не сможем спастись, ибо все мы - единое тело.

Вера учит, что блаженство - главная цель существования...

В достижении блаженства существует семь ступеней. Первая - смирение, это фундамент. Гордый человек не способен сделать ничего доброго. Он считает, что Бог его должник, а не наоборот. Высшая из добродетелей - любовь. Ей уже не во что переходить. Вера переходит в созерцание, надежда - в осуществление, а любовь остается связью нашей с Богом, с другими людьми.

Источник


Возврат к списку


© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии