Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 


Мониторинг СМИ

Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий: «В обществе озабочены судьбой игумена Софрония»

Владимир Легойда направил А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга

Москва, 12 сентября. Владимир Легойда направил главному редактору Интернет-издания "Православие и мир" А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга Анатолия Евгеньевича Данилова.

О современной внешней миссии Русской Православной Церкви

"Второе Крещение Руси". Фильм митрополита Волоколамского Илариона

Татьяна Шишова. Воспитание мальчиков

Православие.ру Будь мужчины всегда такими слабаками, род человеческий давно бы пресекся, ведь на долю мужчин во все времена приходились самые трудные, опасные занятия, самые тяжелые работы. Попробуй повоюй, имея хрупкую, ранимую психику! Или даже поохоться на свирепых зверей, причем без огнестрельного оружия, как делали многие поколения наших предков! А жизнь крестьянина-землепашца? Сколько изнурительной физической работы! Сколько, выражаясь современным языком, стрессов и психотравм!

Максим Лесков. Дым мирового пожара подступает к России

РНЛ (10.07.13) Мировой пожар с новой силой запылал на охваченном природными аномалиями глобусе. Во всех этих событиях при внимательном рассмотрении можно заметить обрывки различных сценариев, пригодных для применения и в России. Турция напомнила о химкинском лесе, Бразилия – о сочинской олимпиаде, Египет – о наших братьях-мусульманах, все чаще забывающих о том, что в русском доме хозяин еще не вымер окончательно.

Алексей Гладков. Кто хочет выкинуть Православие из Европы

Религаре.ру Отношение современных европейских масс-медиа к православной церкви – причем не только в России, но и в Грузии, Сербии, Молдавии, Белоруссии – можно обобщить следующим образом: это неприязнь, граничащая с ненавистью. Конечно, пресловутая политкорректность не дает современным западным журналистам выражаться в стиле девятнадцатого века, когда печать католических и протестантских стран спокойно называла представителей восточной ветви христианства схизматиками. Такого сегодня, конечно, не прочтешь. Используются другие фразы, например: "сила, тормозящая секуляризацию"; "оппоненты реформ", "противники альтернативных стилей жизни".

На космодроме «Плесецк» освящен храм в честь Всех святых

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила благочинный Мирнинского округа Архангельской епархии протоиерей Артемий Эмке освятил в воинской части 14056 на 43-й площадке космодрома «Плесецк» храм в честь Всех святых.

Священник Александр Дьяченко. «Трудно быть Богом, батюшка»

Православие.ру. Моя юность выпала на 80-е годы прошлого века. Мог ли я тогда представить, что через несколько лет нас накроет наркотический девятый вал, и я буду через день отпевать несчастных мальчишек? - Только в страшном сне. А уж то, что главной темой каждого из дней грядущего XXI века станет тема «продвижения в массы» гомосексуализма? - Вообще немыслимо.

Мария Сараджишвили. Сидящая Анастасия

Вера-Эском. Анастасия при­шла из церкви и увидела мёртвого жениха. Она встала перед ним на колени - с этого момента началась её подвижническая жизнь. Она хотела личным подвигом искупить грех самоубийства любимого человека. Люди, приходившие к ней за помощью, впоследствии назвали её «сидящей Анастасией».

Александр Проханов. «Путин пережил колоссальный шок»

Накануне.ру. Публицист, писатель Александр Проханов провел презентацию своей книги "Поступь русской победы" в Челябинске. Встреча прошла в форме живого общения в Челябинском государственном университете. Проханов поделился с присутствующими своими, по его словам, "хаотичными" мыслями, с которыми он живет. Что за "колоссальный шок" пережил Путин, почему Гитлер победил в 1991, а Россия платит репарации, и почему нынешний президент РФ должен отстоять Сирию, чтобы претендовать на переизбрани

Борис Керженцев. Покушение

Литературная газета (26.06.2013) Объективная логика всей европейской истории последних сотен лет оказывается на стороне именно гомосексуалов и трансвеститов, а не защитников традиционной семьи. Абсурдно и непоследовательно, признавая доктрину «прав человека», отказывать человеку-гомосексуалисту в одном из важнейших прав - строить свою частную и личную жизнь по собственному усмотрению.

Родившийся 23 февраля
«Святая Церковь искренне желает, чтобы в нашем обществе возродилось исконное уважение к воинству, понимание тягот и трудностей, переживаемых армией России".

Иеромонах Иов (Гумеров). К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

Православие.ру (12.02.13) Деятельность отца Георгия Кочеткова ведет к конфликтам и нестроениям потому, что его религиозно-философское мировоззрение чуждо Православию, которое основано на богословии и духовном опыте святых отцов. Практика, которая с каждым годом быстро расширяется, представляет серьезную опасность для Православной Церкви.

УЭК: Регионы не поставили на карту

Газета.ру (12.02.13) Проект по обеспечению граждан универсальными электронными картами слишком затратен, посчитали в Минсвязи. Обязательная раздача карт с 2014 года отменяется: они будут выдаваться только по заявлениям граждан. С 1 января основному инициатору проекта — Сбербанку — поступило 13 тысяч заявлений на выдачу. Но проект может затормозиться из-за регионов: полностью к выдаче карт готовы только пять из них. А сама карта пока ничем не отличается от банковской: расширенный функционал по оплате госуслуг может появиться только в апреле.

Поиск по сайту



Главная / Мониторинг

Русская линия

Игумен Серапион (Митько): Российские либералы не владеют языком этики
По мнению священника, Гозман и Ко не способны вести дискуссию на уровне, заданном Святейшим Патриархом…

"Полемическую реакцию российских либералов на размышления Святейшего Патриарха об этической природе современного либерализма трудно даже комментировать, поскольку оппоненты Святейшего элементарно не владеют языком этики и не могут отличить этическую проблематику от политической. По сути дела, они не могут вести дискуссию на том уровне, который задал Святейший Патриарх", – заявил в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько), комментируя критические высказывания сопредседателя партии "Правое дело" Леонида Гозмана в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

"Я не согласен с претензиями святейшего патриарха и церкви в целом на монополию в толковании нравственности. Большинство людей вне зависимости от своего отношения к религии и конкретной церкви способны легко, без каких-либо сомнений и указаний извне отличить зло и грех от добра", – сказал Гозман "Интерфаксу" в среду в связи с заявлением Святейшего Патриарха Кирилла о том, что в либеральной философии нет идеи греха. Но, "есть иная идея – каждый человек автономен, каждый человек создает свою систему ценностей. Он автономен от Бога, он автономен от других людей, он создает свою собственную систему ценностей. Но если нет различия между грехом и святостью, то, наверное, нет различия между правдой и ложью. Чтение современных философских текстов убедило меня в том, что именно так постмодернистская цивилизация представляет себе проблему добра и зла. Нет добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если исчезает различие между добром и злом, то это уже апокалипсис", – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Леонид ГозманМежду тем, Гозман отметил, что "поразивший мир массовый героизм наших соотечественников в период второй мировой войны был в основном героизмом атеистов, людей, воспитанных вне религиозных традиций". "А смерть за веру и "за други своя", которую приняли во время этой войны католики, протестанты, иудеи, как миряне так и священнослужители, показывает, что претензии РПЦ на моральное превосходство по отношению к другим церквям необоснованна", – считает либеральный политик. Вместе с тем, по словам Гозмана, его не удивляет позиция Святейшего Патриарха Кирилла. "Он естественно стремится к расширению влияния РПЦ. Но меня тревожит позиция государства, которое на деле постепенно отходит от светских принципов и движется к теократическому", – отметил он.

"Еще более тревожит позиция общества, которое с той же готовностью, с которой ранее принимало атеизм и третировало верующих, сейчас готово преследовать атеистов и объявлять себя истинно православным. Особенно неприглядным это выглядит тогда, когда истово верующими себя объявляют вчерашние преподаватели атеизма, советские хозяйственники, выпускники политакадемий", – заявил Гозман. Кроме того, он выразил мнение, что "наши ученые за немногим исключением забыли, что русская наука всегда сопротивлялась диктату церкви и боролась с мракобесием".

По словам игумена Серапиона (Митько), "наибольшее раздражение вызывает простое свидетельство о том, что Христианство и либерализм находятся в фундаментальном противоречии в отношении друг друга". "Это противоречие, – продолжил он, – проявляется не только в различном понимании содержания моральной нормативности, не только в различной трактовке понятий добра и зла, не только в понимании способов обоснования морали и статуса нравственного идеала, но и в понимании человека. Хотя этическая проблематика в корне отличается от антропологической в рамках философского дискурса, тем не менее этика всегда оперирует неким представлением о человеке. Говоря о грехе, христианское богословие утверждает, что человек в своем личном бытии не обладает полнотой своей человечности, что он был изначально создан не таким, каков он есть. Учение о грехе показывает нам, что реально существующий человек не является идеалом человека. Что идеал человека существует либо в его первозданном состоянии, либо в состоянии спасенном и обоженном. Поэтому моральные предписания призваны приблизить человека к тому идеалу, которым он в этой земной жизни не обладает. Либералы либо отрицают само понятие идеала, либо считают нынешнее несовершенное состояние человека единственно возможным".

"Поэтому между Христианством и либерализмом существуют фундаментальные противоречия. В Христианстве мы видим "трансцендентный" источник морали в Боге. Автономная этика Канта отрицает возможность выведения моральных предписаний из внеморального источника. Однако в рамках этой этической доктрины также невозможно представить несовершенного человека источником моральной нормативности. Такой способ обоснования морали Кант называл гетерономным и считал несоответствующим природе морали", – отметил кандидат философских наук.

"На протяжении многих лет этическая проблематика является ведущей в выступлениях Патриарха. Во многих направлениях философской мысли этика рассматривается как практическая философия. Если проанализировать выступления Святейшего Патриарха, то для него этика является практическим богословием, сферой реализации христианского благовестия в жизни человека и общества", – считает отец Серапион.

"Современному российскому обществу очень не хватает дискуссий о проблемах этики. Под этикой понимается часто что угодно, кроме нее самой. И сегодня необходимо сконцентрировать усилия в двух основных направлениях. С одной стороны, в связи с возможностью введения курса светской этики в школах как альтернативы основам религиозной культуры надо обеспечить то, чтобы этот курс преподавался с позиций классической нравственной философии, а не с точки зрения многообразия современных школ философии постмодернизма. В этом курсе необходимо отразить фундаментальные признаки морали, такие, как ее абсолютность и универсальность. Моральный релятивизм не должен стать эквивалентом светскости. Понятно, что участие Церкви в дискуссии по этому поводу может восприниматься кем-то как посягательство на светскую дисциплину. Однако, в любом случае Церковь должна участвовать в дискуссии по поводу этой дисциплины. Мы должны обратить внимание на некоторые важные проблемы христианской этики. Постмодерн возникает как реакция на кризис в философских основаниях той цивилизации, которая привела к страшным событиям XX века. Одним из самых страшных событий для русского народа была революция. И Бердяев сказал, что главный вопрос русской революции не вопрос о власти, а вопрос о Боге. На самом деле любой вопрос для христианского богословия является вопросом о Боге. Так сложилось, что большинство этических школ исходило либо из понятия Бога, либо из проблемы человека. Причем понимание человека различалось в зависимости от той или иной школы", – подчеркивает он.

"Мы стоим перед необходимостью построить православную теологию морали на основаниях христологического богословия халкидонского типа, которое исходит из личности богочеловека. В рамках русской религиозной философии начала века были попытки приблизиться к построению такой этики. Однако в этот период Русская Церковь, находясь в гонениях, не могла активно участвовать в этом процессе. Сегодня Предстоятель Церкви выступает с анализом этической проблематики. Перед нами открывается возможность не просто полемизировать с либерализмом, но и дать некую православную альтернативу либеральной этике умирания в лице православного богословия", – считает священник.

"Понимание человека в современной философии постмодерна настолько отличается, с одной стороны, от евангельского понимания и, с другой стороны, от понимания классической философии, что если представить человека христианского богословия и человека постмодернистской философии реально сосуществующими на этой земле, то это, скорее всего, будут существа разных видов. Боль христиан по поводу процессов, происходящих в современной европейской цивилизации, происходит не столько из осознания различия фундаментальных этических подходов, сколько из опасения того, что под влиянием данных идей в современной цивилизации сформируется некий человеческий тип, отличающийся от всех тех представлений о человеке, которые существовали на протяжении всей истории. Процессы, происходящие в современном обществе, свидетельствуют об инволюции человека, о его трансформации, поскольку сознательный разрыв с Богом изменяет человеческую природу до неузнаваемости", – полагает он.

"У либералов в критике Патриарха есть противоречие, потому что истинный либерал никому не может отказывать в праве высказывать свои мысли. В контексте либерального представления о свободе дискуссии любая точка зрения должна иметь право на присутствие. Напротив, в критике Гозмана, называющего себя либералом, наблюдаются двойные стандарты. Сама возможность двойных стандартов возникает, когда явно отрицается равенство людей, отрицается единство человеческого рода. Двойные стандарты возникают, когда носители одних идей обладают правом высказываться, а носители других идей дискриминируются. И это та самая ситуация, которую критиковали сами постмодернисты", – заключил игумен Серапион (Митько).
Источник
Читайте также:


Возврат к списку


© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии