«Станем ли мы сынами противления - и гнев Божий грядет на нас, или сможем, преодолевая свои страсти и стремясь к добрым делам, облечься в нового человека и радостно встретить Христа?»

«Станем ли мы сынами противления - и гнев Божий грядет на нас, или сможем, преодолевая свои страсти и стремясь к добрым делам, облечься в нового человека и радостно встретить Христа?»

(проповедь священника Григория Гудина в Неделю святых Праотец в Богоявленском храме г.Иркутска)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, возлюбленные, мы вспоминаем святых Праотцев.

Кто такие святые праотцы?

Вчера на вечернем богослужении не многие из Вас, к нашему глубочайшему сожалению, по причине отсутствия или невнимательности, могли не услышать, кого именно и за что мы прославляем.

В 8 и 9 песнях канона мы слышали имена этих людей:

«В сей день совершаем божественную память / от века живших досточтимых отцов: / Адама с Авелем, Сифа и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака с верным Иаковом, ...».

«... божественных отцов восхвалим: / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая с Самуилом, / созерцающий грядущее благоговейно...».

«Похвалу песнопениями принесем / Божиим пророкам, восхваляя / Осию и Михея, Софонию и Аввакума, / Захарию и Иону, Агтея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / а вместе с ними – Даниила, Илию и Елисея».

«Крепостью Твоею в древности / сотворили могущественные дела / дочери Твои, Господи: / Анна, и Иудифь, и Девора, / Олда и Иаиль, Есфирь, Сарра, / Мариам, сестра Моисея и Рахиль, / и Ревекка, и Руфь, великие духом».

А также мы вспоминаем трех отроков и прока Даниила: «Да воспеваются Анания, Азария и Мисаил / с Даниилом, печь огненную угасившие / и обуздавшие львов стремления, Богослужебные тексты нам также дают ключ к пониманию того, за какие добродетели мы их сегодня прославляем».

Вспомним более подробно лишь о некоторых из них:

Адама богослужебные тексты называют «почтенным рукою Создателя, и ныне всем нам ставшего прародителем»,

«Авеля, дары принесшего душою благороднейшею, которые принял Господь».

Сиф вспоминается «пламенным к Создателю стремлением, / ибо он непорочной жизнью и расположением души / Ему истинно послужил»,

Енос приобрел славу тем, что «устами, и языком, и сердцем / призывать с надеждою всего Владыку Бога богомудро решился в Духе».

Енох прославляется как «угодивший Господу и ставший Ему рабом искреннейшим».

Ной «благоугодным явился он Христу» тем, что исполнил все заповеди Божественные, так же в нем Церковь отмечает благородство, непорочность нрава и совершенство во всем. Ной стал родоначальником второго мiра.

Авраам как отец всех верующих удостоился видеть Создателя своего: насколько можно человеку, узрел он Троицу. Также отмечается его необычайное гостеприимство.

Исаак блаженнейший стал образом Христовой смерти, «возводимый отчим послушанием на заклание».

Иосиф, «послушание отцу любивший, / в ров ввержен был и продан / во образ закланного и в ров вверженного Христа; / стал же раздающим хлеб всему Египту, / будучи целомудренным, и праведным, / и царем над страстями истиннейшим».

Иов «истиннейшим Божиим служителем» был наречен за то, что законно претерпевший беды в испытаниях и неослабевающих скорбях был кротким, незлобивым, прямым и т. д.

В противовес этим добродетелям апостол Павел в своем Послании к Колоссянам, отрывок из которого мы сегодня услышали, указывает на страсти и пороки, которые совершенно неприемлемы для христиан. Он приводит четыре порока, связанных с гендерными отношениями, и пять пороков, связанных с гневом и злоречием. А также упоминает любостяжание, которое называет идолослужением. Гнев Божий грядет на таковых людей.

Что же мы видим сегодня? Именно эти самые низменные страсти в бытовой культуре зачастую возводятся в норму, и многие восприняли ее.

Святые Праотцы, о которых мы с вами вспоминаем сегодня, не были безупречными людьми, и об этом честно свидетельствует Библия. Но доброе в них взяло верх. И это был их осознанный выбор.

От нас, возлюбленные, от нашей свободной воли, зависит то, в каком статусе встретим мы Рождество Богомладенца Христа.

Станем ли мы сынами противления - и гнев Божий грядет на нас, или сможем, преодолевая свои страсти и стремясь к добрым делам, облечься в нового человека и радостно встретить Христа?

Аминь.

27.12.2020