Только изгнание диавола из сердца человека может помочь ему жить с Богом

Только изгнание диавола из сердца человека может помочь ему жить с Богом

Проповедь священника Владислава Чапайкина на Литургии в Богоявленском Кафедральном соборе г.Иркутска

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы с вами слышали Евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом Гадаринского бесноватого.

Это повествование полно противоположностей. Когда мы вчитываемся в слова, которые написал апостол и Евангелист Лука, мы в этом событии видим противопоставления. Бог–Создатель и Его создание – человек. Человек, который является совершенством во всей своей сущности во Христе Иисусе и человек, который стал одержимым диаволом. Сейчас в этом человеке, в общем-то трудно узнать то чистое и непорочное создание, каким он задумывался изначально Богом.

Мы видим противопоставление разумного существа – человека и неразумных существ – свиней, в которых вселились бесы. Мы видим нечистых животных и чистого человека. Мы видим твердь – землю – и море, которое является бездной. И во всех этих противопоставлениях мы видим Бога, Который пришел в наш несовершенный и грешный мир, гармонию которого нарушил своими действиями человек.

Сегодня мы слышали, как Господь вышел к берегу моря возле языческой страны – Гадаринской. Гадара входит в состав Десятиградия, и все оно является языческой страной.

И здесь Господу встречается человек, который уже немало лет страдает от множества бесов, находящихся в нем. Когда люди связывали его, не человеческие усилия, но усилия диавола помогали этому человеку сверх человеческих сил разрывать эти цепи и оковы.

Этот человек, видимо, много досаждал людям, но нам с вами неизвестно, что послужило тому, чтобы он не жил во граде, но жил в окрестностях его: то ли он сам был гоним диаволом, то ли люди Гадары собрались все вместе и изгнали его, но мы знаем, что он жил во гробах – в пещерах, где погребали умерших: в течение года умершие находились в этих пещерах, после чего родственники собирали останки и погребали их в склепах. В этих-то гробах и жил человек, долгое время мучимый диаволом.

Когда этот человек встречает Христа, он сразу исповедает Его Богом: «Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» (Лк. 8; 28). Это исповедание было произнесено даже не самим этим человеком, но бесами, которые находились в нем.

Апостол Иаков будет называть эту веру «бесовской»: «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2; 19). Они знают Господа и трепещут перед Ним. Но эта вера не приносит им никакой пользы. Они просят Иисуса Христа, Чтобы Он раньше времени не посылал их в бездну мучений и страданий. Он просят, чтобы Иисус Христос Разрешил им войти в стадо свиное, которое паслось недалеко.

Мы помним, что жители Гадары были язычниками, а по иудейскому закону свиньи являлись нечистыми животными. Но язычники спокойно разводили их. И вот в этих нечистых животных вселяются бесы, и свиное стадо бросается с крутой горы в морскую пучину и гибнет.

Тогда пастухи бросились в город, чтобы возвестить горожанам, что случилось с этим стадом свиней. Когда жители Гадары приходят и видят Иисуса Христа и человека, которого все он знали и который им много досаждал. Они видят этого человека осмысленно разговаривающим, они видят все совершенство человеческого бытия, в котором отсутствует диавольская сила.

Но при виде всего случившегося их объял великий страх, и они попросили Господа уйти, удалить от них и их города. Их страх не был трепетом и благоговением от присутствия Бога. Это был другой страх. Это был страх того, что им теперь придется изменить всю свою жизнь, все свое существование, если хотят быть достойными присутствия с ними Бога, который творит дела, на которые никто больше не способен и которые они всем городом не в силах были совершить. Они были не в силах усмирить буйного человека, полного злобы и агрессии, одержимого диаволом, а Иисус Христос одним лишь Своим произволением разрешил диаволу (даже по его собственной просьбе) войти в свиней и броситься в ту бездну, куда он раньше просил не пускать его раньше времени.

Господь уходит в лодку, и за Ним следует этот исцеленный человек, прося у Иисуса Христа позволения идти с Ним. Почему? Потому что он понимает, что его может ожидать в этом Десятиградии, как будут к нему относиться здесь люди, которые знали его раньше.

Но Господь проявляет Свою волю совершенно иначе: не так, как этот человек хотел; не так, как этот человек мыслил гот своей судьбе; но особым образом. Господь поставил его первым апостолом среди язычников. Он сказал: «Возвратись в дом твой и расскажи, чтО сотворил тебе Бог» (Лк. 8; 39).

А что сотворил Бог? А именно то Евангелие, Которое проповедуется по сей день.

Мы с вами обращаем внимание на это событие исцеления бесноватого и видим силу Божию. Мы вновь и вновь уверяемся в том, что Иисус Христос является истинно Богом и истинно Человеком. Мы с вами уверяемся в том, что человеческие страдания зависят от того, насколько человек бывает одержим бесом, который изгоняется из человека при его крещении, но вновь к нему подступает, если человек не следит за собой и впускает диавола в свою жизнь.

Когда первые читатели Евангелия, а это были христиане из Иудеи, читали этот отрывок, мы понимаем, какой радости и ликования они исполнялись! Бесноватый на вопрос Иисуса Христа назвал имя «Легион», потому что множество бесов было внутри него. А легион насчитывал шесть тысяч военнослужащих в Римской армии – той армии, которая окупировала Иудею.

Мы можем видеть некую зависимость событий, которые происходили с этим человеком, и тех событий, которые происходили в стране Иудейской. Легион, римские войска – и стадо свиней, нечестивые, нечистые. Легион, который погибает в пучине моря. Об этом было отрадно слышать любому иудею, так как римская власть для них была совсем не желательной. Это дарило надежду, что римская власть, которая стремилась подчинить Иудею, будет низвергнута. И действительно, мы с вами знаем из истории этой империи, что она ушла в небытие.

А что послужило поводом к этому? Поводом послужило вмешательство диавола в жизнь людей. Как говорят историки, поводом к исчезновению этой и других сильных империй послужили распущенность, разврат – те страсти, которым предавалось человечество.

И действительно, то нашествие диавола, которое приносит в мир слабости, которые нас влекут к недолговечным временным радостям в жизни. И тогда с людьми происходит то же самое, что с этими свиньями, - они погибают. Диавол бросает их в небытие. Присутствие диавола – это всегда смерть. Это всегда жизнь вокруг смерти, что происходило и с этим бесноватым человеком до его исцеления. Он, живой, жил среди мертвых.

И когда человек живет с помыслами, которые не угодны Богу, творит дела, которые являются мерзостью в очах Божиих, являются изменой Богу, мучающие человека страсти могут вгонять его в такое состояние, когда он, живой, будет казаться уже мертвым. Его душа уже не может испытывать Божией благодати, испытывать присутствия Божия в своей жизни.

И только лишь изгнание диавола из сердца человека; изгнание, которое сопутствует изменению человека, искоренению его страстей, оставлению им душевного и телесного разврата, может помочь человеку снова вернуться к тому, чтобы Бог присутствовал в его жизни. Аминь.

17.11.2020