Проповедь митрополита Максимилиана в Казанском храме поселка Большая Речка

Проповедь митрополита Максимилиана в третью неделю по Пятидесятнице в Казанском храме поселка Большая Речка Иркутского района

Архипастырский визит в поселок Большая Речка Иркутского района 28 июня 2020 года.

Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с Воскресным днем.

Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали слова Нагорной проповеди, словами которой Господь наш Иисус Христос учил людей следовать за Ним, исполняя Законы христианской жизни на примерах доступных им образов-символов. Самое главное, чему учил Господь, - как достичь Царствия Небесного.

Что же является самым главным для человека, который желает достичь Небесного Царства? Это его вера и любовь. Вера в Иисуса Христа, любовь к Нему и желание жить с Ним в Вечности, потому что Царствие Небесное – это Царство Вечное, вечная жизнь в любви с Богом.

Любовь возможна только тогда, когда обе стороны отношений имеют свободное желание быть в любви друг с другом. Так же происходит и в отношениях Бога и человека. Господь говорит людям: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6; 28-33).

Господь может дать человеку все необходимое. Все зависит от нас: от того, насколько светло мы будем смотреть на мир, выберем  Бога или маммону, предпочтем небесное или земное. Успех нашего земного спасительного пути заключается в том, готовы ли мы в своей жизни поставить Бога на 1 место. Если мы горячо будем желать быть с Богом в Вечности, то Господь все сделает для нашей духовной пользы. Эта синергия Бога и человека, когда две воли соединяются в одну, дает сильнейший импульс для реализации возможности человека приблизиться к Богу, исправив себя, изменив себя и обожив.

Целых три главы Евангелия посвящены Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая раскрывает основные моменты Его Учения. Слушая ее, мы понимаем, что даже если считаем себя в жизни «хорошими», то впадаем в самообман: с нашим внутренним душевным устроением спасение для нас возможно только по воле Божией, по любви и милости Божиим.

Господь говорит человеку: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6; 22-23). Все, что мы считаем в себе светлым, - это тоже тьма, и только волей Божией и Его светом мы освЕщаемся и освЯщаемся по-настоящему, когда уподобляемся чистому стеклу и призываем Господа светить на нас и через нас. В этом тоже заключается великая тайна и великое свойство любви: если мы себя полностью посвящаем Другому, открываем Ему свою душу без остатка, очищаем себя, то на нас нисходит Божественная любовь.

Святой преподобный Серафим Саровский призывал: «Стяжи дух мирен, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи!». Если мы чистой душой принимаем Духа Святого, не умаляя и не искажая Его, то Он проходит и через нас. А если мы еще свою волю сопрягвем с волей Божественной, то Дух Святой преумножается. Поэтому проходящая через человека любовь Божия гораздо сильнее действует на окружающих людей.

В Послании святого апостола Иоанна Богослова есть такие слова: "Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4; 20). Только так можно понять, имеешь ты любовь на самом деле или нет.

Господь все устроил для нас в этом мире очень премудро. Нельзя утверждать, что мы уже все познали и поняли. Каждый день приносит нам новый опыт; каждый год, оглядываясь назад, мы видим, какими духовными младенцами мы были на самом деле лет пять-десять назад. Господь берег нас, как малых детей, во время нашего неофитства. Затем Он отправил нас умножать нашу любовь через наши труды и подвиги.

В этом есть великая милость Божия. Господь говорил нам: «В чем застану, в том и сужу». Если человек вдруг где-нибудь в середине своей жизни решит, что он уже многого достиг, и остановится, он не спасется, потому что тот итог, тот плод, который будет в нашей жизни последним, и будет определять итог нашей жизни и возможность нашего Вечного спасения. Каждый день нужно жить как последний в своей жизни и каждый вечер ложиться спать с таким чувством и с такой молитвой, как будто утром ты можешь не проснуться. Каждое свое дело или путешествие нужно воспринимать как итоговое – такое, после которого ты можешь предстать перед Богом и дать Ему ответ за все сделанное на земле. Особенно если человек давно не исповедовался, не причащался, это должно вызывать у него особенный страх Божий: как он предстанет перед Богом, если так небрежно расточил свою жизнь на вещи, которые не являются главными, и не приготовился к Встрече с Богом должным образом.

Желание быть с Богом в Вечности, приближаться к Нему день за днем, желание участвовать в Таинствах Церкви, очищая свое сердце от накипи всего земного и греховного, дают нам возможность, по Божией премудрости, постепенно воспринять и понять Бога в меру наших способностей к Богообщению.

Всю свою жизнь мы растем в понимании Бога и через это учимся понимать и видеть самих себя – настоящих.

Хочется пожелать, чтобы этот наш путь к Богу проходил для каждого из нас без преткновения, в любви к Богу и ближнему, в истинном самопознании для спасения своей души. Чтобы Церковь наша была настоящим Кораблем спасения и для нас, и для окружающих нас людей – чтобы притягательность нашей Церкви была велика. А это будет возможным тогда, когда окружающие будут видеть в нас, церковных прихожанах, позитивное движение и духовное преуспеяние и захотят так же исправляться и усовершенствоваться.

Благодарю вас за службу, которая прошла в вашем храме архиерейским чином. Благодарю за то, что не испугались принять архиерея, старались петь как можно лучше и правильно. Теперь можно учесть все ошибки, чтобы исправить их до новых встреч. Благодарю вас за труды, которые видны в процессе строительства нового величественного храма Казанской иконы Матери Божией. Желаю скорого завершения строительства молитвами Пресвятой Богородицы, под Ее святым омофором.

Да благословит вас Господь.

03.07.2020