Проповедь митрополита Максимилиана на Божественной литургии в день отдания праздника Рождества Христова в храме св.апостолов Петра и Павла города Шелехова

Проповедь митрополита Максимилиана на Божественной литургии в день отдания праздника Рождества Христова в храме св.апостолов Петра и Павла города Шелехова



Отдание праздника Рождества Христова. Архиерейское служение в Петропавловском храме города Шелехова

Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова. Сегодня день отдания праздника. Но в нашей душе и по традиции праздник остаётся с нами до самого Богоявления, потому что человеческое сердце, просвещенное христианской верой и любовью, не может так быстро успокоиться. Хочется вновь и вновь прославлять Рожденного Богомладенца. Хочется, чтобы заряд любви, которые дарят нам великие праздники Рождества Христова и Пасхи, подольше оставался с нами. Чтобы посты, которые предшествуют великим праздникам, приносили свои плоды в наших мыслях, чувствах и желании благочестия и выливались в радость праздника.

Ведь если к празднику не готовиться, он воспринимается нами совершенно буднично, обыденно, без радости. А если к празднику готовиться, очищать своё сердце, приготовлять к нему и всё наше внутреннее жилище, и всё вокруг себя, то праздник будет для нас действительно торжественным и ликующим.

Сегодня мы с вами все вместе молились под сводами этого величественного храма. Он созидается уже много лет и является украшением Иркутской епархии, едва ли не самым большим храмом нашего края.

Конечно, огромная благодарность всем тем, кто его строил; всем тем, кто служит здесь сегодня и кто вкладывает в него свои силы и средства, потому что храм этот привлекает не только своим архитектурным величием, но и величием душ человеческих. Все, кто будет приходить сюда, будут обретать здесь новую жизнь-настолько радостную, что человека уже не привлекает ничто земное. После обретения веры человек уже не может жить по-старому.

И это всё взаимосвязано: если человек не готов расстаться со старой жизнью, то новой он получить не сможет. "Невозможно одновременно служить Богу и маммоне" (Мф. 6; 24).

Наша христианская жизнь получает своё приращение и возрастает год от года в том, что мы всё больше чувствуем себя небесными. Нас всё больше привлекают небесные блага, всё меньше - земные. Мы это осознаем и опытно познаём: через скорби, приобретения или великую радость - и всё ближе становимся к Богу.

Это наша задача - от земного детства, от земной зрелости пройти таким путем, чтобы понять, что Господь даёт нам благую Вечность. А земля и всё здесь находящееся - это лишь приготовление к Вечности. Всё, что мы здесь имеем, мы должны держать как бы на кончиках пальцев, не прилепляясь сердцем к этому, иначе духовное не сможет в нас взойти.

Если мы будем каждое воскресенье посещать храм Божий, соблюдать Заповеди, праздники и всё учение Церкви в полноте, мы, как любимые дети Бога и Церкви, обязательно придем к Богу. Ведь кто что на земле полюбит, к чему приложит труды - то и наследует в Вечности. Полюбил Божие - Божие и наследуешь. Полюбил земное - придёшь к Вечности ни с чем. Как бы ты ни был хорош и талантлив сам по себе, если ты не стяжал в себе Царствие Божие здесь, на земле, как сказано в Евангелии, то там его уже невозможно приобрести. Подобное притягивается к подобному: светлое - к светлому, а тёмное, увы, к тёмному. Об этом тоже нужно помнить.

Хотя здесь, наверное, больше по характеру человека. Спасаться от греха тоже можно по-разному: один проливает слёзы покаяния и через то совершенствуется. Хотя он и не может видеть Бога, но видит свои прегрешения и их оплакивает. А другой постоянно находится в радости, славит Господа и тоже находится в совершенствовании, не отходит от Бога и не грешит. Все мы в Церкви разные. Невозможно применить один "рецепт" к каждой душе. Церковь даёт много полезного для всех.

Сегодня мы собрались здесь всем благочинием, и это очень важно, потому что через благочиние реализуется принцип соборности церковной. Можно сказать, что благочиние - самая небольшая "ячейка" с точки зрения соборности. Церковь определяет круг зоны ответственности Благочинного, и через этот круг уже появляется возможность общения: обсуждение всего, что происходит в Церкви; обсуждение насущных вопросов. Это самая первая ступень соборности.

Очень важно, чтобы все вы знали и любили друг друга, стремились общаться, ездили друг к другу на праздники (не только священники, но и прихожане). Через такое содружество мы становимся намного сильнее.

Любой человек в одиночку слаб. Если он на приходе - то он уже сильнее. А если мы понимаем, что мы в Церкви и по-настоящему находимся в согласии, общении и любви, это делает нас ещё сильнее.

Благочиния составляют епархию, а епархии составляют всю Церковь. По-другому невозможно. Если люди находятся в обособлении, в одиночестве (и не только люди, но и приходы), рано или поздно появляются гордыня, соперничество, подозрения, вражда. Нам всё это не нужно.

Нам нужно единение и радость от того, что мы вместе.

Я сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым, желаю всем вам здравия и сил, благополучия семьям, здоровья детям и внукам. И пусть всё у вас будет во Славу Божию. Если мы сами себя посвятим Богу, Господь это примет и благословит, и мы будем радостны и счастливы.

Спаси вас Господь.

14.01.2020