Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь священника Владислава Чапайкина

Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь священника Владислава Чапайкина

Неделя о мытаре и фарисее. Божественная Литургия в соборе Богоявления

Во имя Отца, и Сыны, и Святого Духа! 

Однажды Господь Иисус Христос сказал, что Отец наш Небесный прежде нашего прошения знает то, что нам необходимо. Но тем не менее, люди обращаются к Богу потому, что Богу угодно, чтобы мы возносили ему свои молитвы. И вот два человека входят в храм. Один - фарисей, другой - мытарь. Фарисей подходит ближе, и молится про себя, видимо чтобы не мешать идущему богослужению, молится "Боже, хвалю Тебя, что я не такой, как те и иные грешники, те люди, которые согрешают в своей жизни. И не только я не согрешаю, но и делаю благо, соблюдаю определенный закон. И то, что я даже не такой, как тот мытарь, который стоит позади храма и, не смея возвести свои очи на небо, молится: "Боже, милостив буди мне, грешному!"". Это обе молитвы, обе вознесенные к Богу. Но тем не менее, одна из этих молитв - молитва мытаря - становится более оправданной пред Богом. 

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мы молимся Богу не для того, чтобы указать Богу на нашу нужду, но мы молимся для того, чтобы преклонить Его, для того, чтобы в непрестанной молитве соединиться с Ним, для того, чтобы смириться пред ним, и для того, чтобы вспомнить грехи свои. 

И вот, когда мы взираем на эти две молитвы, мы можем видеть, что фарисей, в общем-то, он указывает Богу на то, кем он является, но не просит Бога, но не следует тому, чтобы Бог преклонился к нему. Хотя и он считает, что это заслуга Божия, что он таковой безгрешный человек. Но тем не менее, он не считает себя грешным, он не считает себя должником пред Богом. А мытарь считает себя должником пред Богом и просит, чтобы Бог преклонился к нему и простил ему грехи. 

Действительно, в этом заключается смысл, наверное, христианской жизни. Как единогласно свидетельствуют Святые отцы, человек должен обратить внимание на свои грехи. И если он обращает внимание на свои грехи - это значит, что он только встает на здравый путь жизни своей души.  

То, что мы должны смирить себя пред Богом - это показал мытарь. Он смиряет себя пред Богом потому, что смирение является важной составляющей жизни христианина. Потому что, если человек не чувствует своей вины, если человек не чувствует, что он должен быть смирен пред Богом, то тогда человеку не нужен Спаситель. Тогда получается, что человек сам, силой своей мысли, своими делами заслуживает спасения и заслуживает оправдания своей жизни. 

Был такой случай, когда один митрополит Церкви, митрополит Арсений, воспротивился реформам Екатерины Второй и отверг их. И не долго ждал мести, Екатерина Вторая ему жестоко отомстила - с него сорвали архиерейские митрополичьи одежды и ввергли его в тюрьму, в темницу. И тем не ограничились. Жестокое к нему отношение было жестче и жестче с течением времени, так что всем окружающим людям даже запретили произносить с ним хотя бы даже одно слово. И так в безмолвии, в человеческом молчании, митрополит Арсений проводил многие десятки лет своей жизни. И только когда он умер, в его тесной тюремной камере обнаружили надпись, выцарапанную на стене "Благодарю смирившего меня.". Действительно, смирение человека, отношение к Богу. Этот человек, митрополит Арсений, он увидел в Екатерине Второй действующего Бога, смиряющего его. 

Так и каждый из нас человек, видя свои грехи, видя то, что он является несовершенным, то, что человек своими силами не может оправдать себя от тех согрешений, которые мы с вами совершаем в этой жизни, то, что человеку нужен Спаситель, что человеку нужен Христос, и Бог ему нужен не только для того, чтобы его жизнь была беспечальной, но для того, чтобы обрести спасение. 

А что такое спасение? По мнению Церкви, если говорить по-богословски, то спасение - это соединение с Богом. О чем и говорит святитель Иоанн Златоуст, чтобы мы в молитве непрестанной соединились с Богом. То есть в молитве непрестанной чтобы мы обрели спасение. И вот потому сегодня, в этот день, когда мы готовимся к Великому посту, Святому посту, мы вспоминаем эту притчу, которую сказал Христос Спаситель, о двух людях, которые возносили Богу свои молитвы. Бывают молитвы долгие, и бывают молитвы длинные, которые можно заучить наизусть. Но в нашей суете, в нашей обычной повседневности мы часто, даже вознося такие молитвы, теряем определенный смысл, не помним, с чего начали, нас отвлекает множество различных дел повседневных. Но есть и молитвы краткие, как эта молитва мытаря "Боже, милостив буди мне, грешному!". Эту молитву можно произносить постоянно, ее можно произносить непрестанно. В те моменты, когда идут гудки и мы ждем, пока ответит собеседник, в те моменты, когда разум наш может быть свободен, чтобы мы возносили эту молитву к Богу, и чтобы эта молитва послужила всем нами во спасение. 

Аминь. 

30.01.2018