Неделя 15-я по Пятидесятнице. Проповедь священника Вячеслава Голикова

Неделя 15-я по Пятидесятнице. Проповедь священника Вячеслава Голикова

Проповедь на Воскресное Евангелие от Матфея глава 22 стихи 34-46. Кафедральный собор Богоявления, архиерейское служение в Неделю 15-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня в Евангелии мы с вами слышали о том, как некий законник подошел ко Христу и спросил у Него: "Какая наибольшая заповедь в законе?". Евангелист Матфей отмечает, что он спрашивал у Христа, искушая Его. Какой же подвох, какое же искушение было в этом вопросе? Дело в том, что законники спорили между собою, какая же наибольшая заповедь в законе. Некоторые говорили, что наибольшей заповедью является заповедь о субботе. Другие говорили, что заповедь об обрезании. Единогласия у них не было, и они между собой постоянно спорили. И вот этот законник попытался тоже искусить Христа и поспорить с Ним, но услышал такое, что даже и сам не смог ничего ответить. Господь говорит: "Первая и наибольшая заповедь в законе - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Вторая же подобная ей - возлюби ближнего твоего как самого себя. Вот две наибольшие заповеди". Так ответил Господь на вопрос законника.

И законник даже не смог ничего против этого сказать и отошел от Него. Но что значит "возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим"? Дело в том, что первая заповедь, по словам святых Отцов, исполняется только через вторую заповедь, через наших ближних - "возлюби ближнего твоего как самого себя". Исполняя вторую заповедь, мы сможем исполнить и первую.

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:20). Говоря о любви, апостол Павел рассуждает, что "если я говорю языками человеческими и ангельскими", или же "если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор.13:1,3). Любовь к Богу дается человеку, когда он начинает любить своего ближнего.

Как же мы можем с вами любить нашего ближнего? Пример можно взять из древнего Патерика. У одного старца были два послушника, и старец очень горячо молился Богу, чтобы Господь помиловал их. Однажды они пошли в город. Ученики ушли вперед, а старец шел за ними. Ученики, идя по дороге, увидели нищего, который лежал возле дороги и просил отнести его в город. Ученики прошли мимо этого человека. И вот когда старец шел мимо этого нищего, то взвалил его на свои плечи и понес в город. И услышал голос: "Твои дела более милосердные, чем дела твоих учеников".

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Что ты ходишь в храм молиться Богу, когда проходишь мимо ближнего своего, нуждающегося в твоей помощи? Или ты почитаешь иконы, образ Божий, и, в это же время, не почитаешь своего ближнего, который есть образ Божий". Святитель Тихон Задонский о любви говорит, что "любовь - это как теплая печь, которая согревает всех, кто бы ни прикасался к ней".

Но что нам делать, если мы не чувствуем в себе любви к нашим ближним? Тот же святой - святитель Тихон Задонский - говорит: "Чтобы научиться делам любви, совершай их, даже не имея в себе любви. И эти дела, дела милосердия, сами по себе возрастят в тебе любовь к ближнему, а потом уже и к Богу". Современный человек, он больше эгоистичен, нежели братолюбив. Современный девиз - "бери от жизни все". А как же ближний? О ближнем можно не думать. Так вот, все христиане, даже современные мы с вами, обязаны идти за Христом, обязаны соблюдать Его заповеди. Ведь Христос в Евангелии говорит: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14:21). И идя за Христом, совершая дела любви и милосердия, мы будем уподобляться и Богу, и всем святым.

Аминь.

14.09.2015