«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9).
Что это за дверь и что за этой дверью? Почему Господь уподобляет Себя такому странному, на наш взгляд, образу?
Всякий стремящийся к истине, всякий стремящийся к Непостижимому Богу, ищет Его, старается Его постичь: где Он? Кто Он? Господь, стоящий за этой дверью и взывающий к нам прийти к Нему, предлагает неожиданное решение – жизнь вечную вместе с Ним, при этом ожидая от нас, что мы уже при жизни земной будем Ему усердными собеседниками и соработниками, а по смерти сонаследниками Царства Небесного. Господь говорит: «молитесь, непрестанно молитесь» (1Фес. 5, 17), то есть «разговаривайте с Мной, разговаривайте!» Он готов слушать нас, быть с нами, кровь пролить за нас. В каждом храме есть Распятие, перед которым, входя в храм, мы первым делом должны падать на колени.
Когда молишься в таком великолепном храме, у мощей нашего святителя Иннокентия Иркутского, невольно задаёшься вопросом, что двигало этими великими святыми людьми? Как можно было ожидать от человека, проживающего на благополучных землях, в европейской части России, такого подвига? Можно подумать: послушание, поручение … Нет. Это поиск Бога, общение с Ним, разговор с Ним, постоянная молитва человека, желающего обрести жизнь вечную.
Господь готов открываться каждому, готов быть для Нас дверью. И в святой жизни богопознание является главной движущей силой. Святитель Иннокентий стремился познать Бога, вошёл за Эту дверь.
Это была не формальная истина и правда, это была жизнь сердца. Когда мы сегодня изучаем жизнь и подвиг святителя Иннокентия Иркутского, то открываем для себя совершенно удивительные факты. Так, например, узнаём, что он писал иконы, и многие образы, творившиеся его рукой, канули, были разорены храмы, в которых он написал целые иконостасы в Забайкалье. И по Преданию Церкви Икона Божией Матери «Знамение» тоже была написана им.
Святитель Иннокентий также написал автопортрет, на котором в левой руке изобразил чётки, обратив наше внимание на то, что он человек молящийся, исихаст, тот, кто в умной молитве постигает Бога.
Представляете, как нужно было жить, чтобы посвятить себя Богу до конца, при этом находясь в крайней нужде? Что сделало его известным всему миру, почему слава его пронзила пространство по всему свету? Дело в том, что смыслом его жизни было богопознание, стремление зайти в эту дверь.
Сегодня люди хотят слышать о Боге, много рассуждают и спорят, но Христа лично знать не всякий хочет. Не каждый стремится познать Христа как Личность. Как Личность, обращённую к нему самому, персонально каждому из нас. Это труд, необходимый всякому думающему человеку, а Христову избраннику, каким является крещёный человек, тем более. Впереди пост. Что делать постом? Познавать Бога! Познавать Бога в болезни, в немощи, в радости, в смерти, на войне, в миру, в тюрьме. Вот к чему призван человек! И тогда эта дверь окажется единственной необходимой нам с вами, за которой Сам Христос, станет для нас той дверью, которая приведёт нас к жизни вечной.
А святые угодники Божии с нами, в нашем Соборе. Святитель Иннокентий по-прежнему окормляет свою Епархию, за что мы очень благодарны ему. Святителю отче наш Иннокентие, моли Бога о нас!