Памяти протоиерея Александра Ерёмина

Памяти протоиерея Александра Ерёмина


…для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. (1 Кор. 9:22)


Воскресным утром 30 июня 2019 года отошел ко Господу клирик Иркутской епархии протоиерей Александр Ерёмин. Его отпевание прошло 2 июля после Божественной литургии в иркутском храме Святого благоверного великого князя Александра Невского, где он стажировался перед принятием священного сана и служил первый и последний годы своего священнослужения.

Протоиерей Александр Ерёмин, по паспорту Александр Борисович, родился 24 октября 1970 г. в г. Шелехове Иркутской области в рабочей семье. После 8 класса пошел работать на Иркутский алюминиевый завод, параллельно получая полное образование в «Школе рабочей молодежи».

В 1994 г. женился на Кобаковой Ольге Алексеевне, которая происходила из верующей семьи и сама была верующей. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «ибо неверующий муж освящается женой верующей» (1 Кор. 7:14), так произошло и с Александром Борисовичем – глядя на веру своей жены, через год стал поститься вместе с супругой, а еще через год принял решение креститься и начал свой личный путь к Богу.

Процесс воцерковления ускорился и перешел на качественно новый уровень, когда по благословению епископа Иркутского и Ангарского Вадима, в 1999 г. стал готовиться к открытию в приспособленном помещении храм во имя св. блг. кн. Александра Невского.

Опять побудительным толчком стало участие родных. Мама жены сказала ему: «У многих нет иконы своего святого (на тот исторический момент их не было в свободном доступе), а у твоего святого – целый Храм!».

Александр Борисович принял активное участие в переоборудовании заброшенного здания в Храм. Затем стал посещать Богослужение и воскресную школу в Александро-Невском храме, там же обвенчался с супругой и вскоре стал готовиться к священнослужению.

23 ноября 2003 г. архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, рукоположил его во диакона, 27 марта 2004 г. – во пресвитера. 26 апреля 2004 г. назначен настоятелем храма во имя Казанской иконы Божией Матери в пос. Большая Речка Иркутского района.

Теперь в этом последовательном изложении необходимо сделать некоторое пояснение. Дело в том, что Александр Борисович окончил школу, как говорится в студенческой среде, «удачно», т.е. основная оценка была «удовлетворительно». Сам он этого никогда не скрывал и не стыдился и, как после он уже осмысливал свой школьный период, сделал вывод, что ему было просто неинтересно.

Однако путь к Богу, особенно подготовка к священнослужению, потребовал от него возлюбить Бога не только сердцем и душой, но и всем разумением («Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», Мф.22:37), что он и сделал, осваивая православное богословие и заочно обучаясь в Иркутском педагогическом университете по специальности «история». На этот раз основная оценка в дипломе была «отлично», без единой «удовлетворительно». Осмысляя период учебы в вузе, он постоянно восхищался тем, что, оказывается, учиться так интересно, т.е. исполнение Божией заповеди может быть и захватывающим, и увлекательным.

Спаситель сказал: «кто веровать будет… спасен будет» (Мф. 16:16), и о. Александр веровал искренне и широко. Невозможно оценить веру в каких-либо количественных критериях и даже качественно ее описать, но можно посмотреть на принесенные плоды этой веры («Итак по плодам их узна́ете их» Мф. 7:20): первыми пасомыми стали его родители, которые, глядя на все изменения, происходящие с их сыном на его пути к Богу, глядя на то, как его преображает Вера, тоже захотели быть с Богом.

Именно Вера стала основной темой его общения с прихожанами: это подтверждают и письменные, и устные свидетельства людей, общавшихся с о. Александром. Он щедро делился с каждым встречающимся на его священническом пути тем огоньком Веры, который у него имелся. Кого-то укреплял в Вере, кому-то подсказывал, кого-то выводил из жизненных закоулков на путь Веры, у многих зажигал огонек Веры впервые, но для каждого он находил в своем сердце именно то, чего этому человеку недоставало. При этом его собственная Вера нисколько не уменьшалась и не оскудевала: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Иак. 2:23).

Как же ему удавалось не только устанавливать контакт с самыми разнородными людьми, но еще и давать ответы о самом насущном для них?

Свт. Иоанн Златоуст, комментируя строки из Послания ап. Павла к Галатам «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6), обращает наше внимание на то, что только любовь к ближнему, действующая в реальных делах, является полным исполнением заповедей Спасителя.

И о. Александр, встав на этот путь «веры, действующей любовью», полностью посвящал себя вопрошавшему человеку. Конечно, не все виды знания были ему доступны, не все ответы были безупречны и исчерпывающи, но именно полная самоотдача конкретному человеку в беседе и стала тем пастырским методом, который открывал и сердце, и ум, и душу собеседника.

Люди и видели, и чувствовали, что батюшка, в полном смысле слова позабыв обо всем на свете, абсолютно погружен и занят их проблемой и ими, и, соответственно, между пастырем и человеком устранялись любые границы и запреты, и, таким образом, вся полнота проблемы оказывалась как на ладони перед священником, и в этот момент о. Александр умудрялся показать на их собственном примере, что «…без воли Отца вашего…» (Мф. 10:29) ничего не происходит и лучший выход – это взыскать Бога и получить жизнь вечную (Пс. 68:34).

Ап. Иаков в своем послании сказал: «вера без дел мертва!» (Иак. 2:20), поэтому, по мере сил и разумения, о. Александр помимо пастырских дел прилагал дела настоятельские – под его руководством в п. Большая Речка были воздвигнуты деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери и каменный храм под купола.

Прилагал и дела личные: на поминках алтарники открыли небольшую тайну – оказывается, батюшка регулярно подвозил их на своем автомобиле. Реакция «благочестивых» прихожан не заставила себя ждать: «Как так, из протоиерея водителя сделали?!». Но алтарники отвечали, что сами об этом говорили о. Александру, а он всегда возражал, что как он тогда спасется, если не будет делать хотя бы таких небольших добрых дел? Как тут не вспомнить утешительные для нас слова Спасителя: «И изыдут сотворшии благая в воскрешение живота…» (Ин. 5:29).

Даже болезни он умудрялся направлять во славу Божию и Церкви: «…любящим Бога вся поспешествуют во благое…» (Рим. 8:28) – однажды после отпевания в ритуальном зале на ул. 3-го Июля к нему подошел молодой человек и начал критиковать православное духовенство, и как самый «убийственный» аргумент высказал тезис, что православные батюшки в валенках не ходят! Какое отношение к духовности или религиозности имеют валенки – непонятно, т.к. сам молодой человек валенки не носил, зато о. Александр, как всегда с открытой и добродушной улыбкой, приподнял нижний край рясы и продемонстрировал так любимые собеседником валенки, которые помогали священнику бороться с болезнью ног.

Характеризуя о. Александра как личность, отметим два сущностных момента:

Батюшку чрезвычайно любили дети – в быту, в воскресной школе, в Православной женской гимназии, в Храме, на исповеди к нему было больше всего детей. В нем они видели и священника, и своего равного и понятного им товарища. После скоропостижной кончины о. Александра этот факт детского признания очень обнадеживает нас, т.к. Спаситель сказал: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3), а судя по всему, он всю жизнь так и оставался взрослым ребенком.

Второй важный момент его личностных особенностей состоит в том, что он совершенно не умел сердиться, раздражаться, гневаться. Максимум его негативных реакций – некоторая паника: как так, вот только что было все хорошо, и вдруг какая-то проблема, конфликт. В этих ситуациях он звонил, спрашивал, интересовался, искал, как побыстрее уладить все нестроения, и уладить их с миром, по-хорошему. Даже «нормально» обидеться он не умел, мог слегка дистанцироваться, как говорится, мог «надуться», но если только недавний оппонент демонстрировал желание диалога, то радость обретенного мира всегда покрывала и изглаживала любые разногласия. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

Несмотря на то, что новопреставленный протоиерей Александр вел жизнь тихую и внешне неприметную, никогда не занимал видных должностей, 2 июля 2019 г. проводить его в путь всея земли вместе с митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом пришли клирики Иркутской епархии, настоятели, протоиереи и иереи Иркутской епархии, прихожане Казанского храма п. Большая Речка и Александро-Невского храма, друзья и родственники. И хотя разлука с ним в земной жизни останется невосполнимой, вознося наши молитвы о упокоении протоиерея Александра, будем памятовать слова Христа Спасителя: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе моего и веруяй пославшему мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но преидет от смерти в живот» (Ин. 5:24). А душе новопреставленного протоиерея Александра – Царства Небесного!

Аминь!

Протоиерей Марк Косолапов, настоятель Александро-Невского храма г. Иркутска

08.08.2019