07.05.2021 00:30:00 

Остановиться, оглянуться…

Когда человек становится взрослым? В 25, 30, 40 лет? А может его детство затягивается на всю жизнь? Об этом, и не только, повествует фильм «Урок литературы» (Реж. А.Коренева), просмотр и обсуждение которого состоялось в Молчановке 18 апреля в рамках авторского проекта протоиерея Евгения Прохорова «Кинопоэзия: исследуем образ».

Фильм этот, снятый в 1968 по сценарию Виктории Токаревой, оказался очень актуален и в наши дни. Он о правде и лжи самому себе, о том, как пробиться к себе, настоящему, и не бояться потерять все, об ответственности перед самим собой, о том, как стать взрослым.

Настрой нашему обсуждению был задан  цитатой из высказываний  режиссера Андрея Тарковского:  «Фильм отделяется от автора и начинает жить собственной жизнью, изменяясь по форме и по смыслу при столкновении с личностью зрителя», «…и мыслей, и идей в нем всегда оказывается больше, чем было сознательно заложено автором». Именно при нашем активном участии и высказывании всех зрителей (каждой личности) стала постепенно вырисовываться и открываться нам глубина киноповествования о молодом учителе литературы (его играет Евгений Стеблов), который рассказывает нам о двух днях своей жизни, а точнее - о состоянии своей души. А в душе той - одна маята.

Откровением для многих из нас стал главный герой. О себе он говорит: «Я -плохой учитель». И действительно, на уроки он постоянно опаздывает, с учениками не ладит, мечтает о каникулах. И в школе он оказался случайно, так как не нашлось для него места журналиста. А еще  мы замечаем, что Константин Михайлович - это большой ребенок. Подстать своим ученикам он вприпрыжку бегает по тротуару, пьет воду прямо из шланга и прячется за колонну от завуча. Если куда и рвется его душа, так это на свидание с девушкой. Но и с ней он не может определится.

Несмотря на свою инфантильность, Костя четко видит перспективу своих ухаживаний: затюканный властной мамой папа невесты -не его ли это будущее с милой возлюбленной? Отец семейства в исполнении Е.Леонова ничего не решает в доме и с упоением смотрит «Спокойной ночи, малыши!» (Вот и первый ответ на вопрос: откуда берутся великовозрастные дети?)

Поворотным моментом в жизни героя становится сон  про лошадь.

 - Лошадь видел - это ко лжи. Врать ты будешь сегодня много,- поясняет тетя Паша.

- Возьму и не совру ни разу,- принимает решение  Константин, - Глупо, по мелочам боюсь чего-то. Нечего мне бояться.

Но одно дело сказать, а другое – жить и действовать по правде, - считает писательница Анна Тюрина, которой первой рассказывает о своем решении говорит правду наш герой (Кстати, в доме писательницы тоже все затюканы). Вот и первый поступок: Костя отказывается писать статью вместо знаменитости.

В этом фильме много образов и метафор. В самом начале мы обратили внимание на сам город: вдали, за нагромождением бетонных строений и высотных зданий вырисовывается колокольня храма.  И в этот судьбоносный день  Константин знакомится с Савелием (его очень точно играет Л.Куравлев) в месте, где идет реставрация церкви.

Духовное, настоящее всегда живет в человеке, только за нагромождением жизненных обстоятельств или под влиянием других людей он перестает это чувствовать в себе и бежит, бежит куда-то, подгоняемый житейской суетой. И не может остановиться. Вплоть до самой смерти. Об этом притча Константина, рассказанная   Савелию. «Есть  такое животное - сайгак. Когда оно попадает в свет фары, так и бежит перед машиной, пока его не подстрелят или раздавят. Так и я.»

Наш плохой учитель, замечаем мы, дает нам еще один урок. С каким энтузиазмом  воспринял он помощь новоявленного друга. «Хорошо, когда тобой руководят!». Только «руководитель» оказывает медвежью услугу, транслируя, а подчас и переворачивая правду Константина. Стоит ли доверять твою правду другому?   Поэтому  становится понятным желание нашего героя врезать Савелию. Еще один поступок!

Вспоминается стихотворение из той поры семидесятых:

Остановиться, оглянуться.

Внезапно, вдруг, на вираже,

На том случайном этаже,

Где вам доводиться проснуться…

Герой фильма пытается жить по правде, и, конечно же, ничего хорошего из этого не выходит: рассорился Костя с семьей невесты, провальным оказался честный, без показухи урок для комиссии из гороно, да и родительское собрание оказалось признанием своей несостоятельности. « Я до сих пор врал, делал вид, что могу их чему-нибудь научить».

 Но вот истинное, настоящее,  вдруг проглядывает в Константине, когда он читает   стихотворение Пушкина  о настоящих чувствах и заставляет замереть класс. А чего стоит его монолог перед родителями, продиктованный  воспоминанием о старом учителе: «Человек должен работать так – по душе. Это надо любить или ненавидеть. Никому нельзя изменять. И  себе тоже. А я изменил. Учителем нельзя устраиваться. Им надо быть. Наверное, самое трудное - сказать правду себе. Сегодня я ее сказал. Я ухожу.»

И уже к каждому из нас обращается герой фильма, подводя итог дня, в котором он жил, как хотел, никого не боялся, говорил, что думал. «Нужно потерять все, чтобы обрести все… Переходный возраст - это когда перестаешь задавать вопросы окружающим и начинаешь задавать их себе».

 По большому счету, урок литературы состоялся. Его провел для всех нас молодой учитель Константин Михайлович. И мы, зрители и участники обсуждения, после встречи продолжаем размышлять о том, как все - таки важно не врать себе и самому отвечать за все, что с нами происходит.

P.S. В рамках проекта «Кинопоэзия: следуем за образом» в этом году мы посмотрели и обсудили следующие фильмы: «Сказка сказок» 1979 г. реж.  Ю. Норштейна, «Человек идет за солнцем» 1962 г. реж. М. Калик, «Мольба» 1967 г. реж. Т. Абуладзе, «Малыш» 1921 г. реж. Чарли Чалин, «Жираф» 2017 г. реж. А. Кирий, «Гена Пройдисвет» 2002 г. реж. А. Сиренко.

16 мая в 16.00 приглашаем всех в Молчановку на просмотр фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика» 1968 г. Н. Бирман.

 Светлана Сафина

Возврат к общему списку