Клирик Иркутской епархии принял участие в дистанционной конференции «Религия и власть: русская религиозная эмиграция» в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге

Клирик Иркутской епархии принял участие в дистанционной конференции «Религия и власть: русская религиозная эмиграция» в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге

С 1 по 2 октября 2020 г. в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Религия и власть: русская религиозная эмиграция». Организаторами конференции выступили Государственный музей истории религии, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Общество любителей церковной истории и Санкт-Петербургское отделение Российского общества интеллектуальной истории. В мероприятии приняли участие исследователи из ряда учебных и научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Тюмени, Одессы, Читы, Якутска, Владивостока и ряда других городов.

В секции «Источники по истории русской религиозной эмиграции и эмигрантская печать» в онлайн-формате (посредством «Skype») принял участие штатный клирик храма Казанской иконы Божией Матери г. Иркутска Иркутской епархии, соискатель Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви, диакон Сергий Кульпинов. В рамках своего доклада, посвященного отражению деятельности обновленческого раскола в русском зарубежье в пропагандистских материалах, направляемый в епархии обновленческим Священным Синодом, автор подчеркнул, что в обновленческой пропаганде уделялось большое внимание международному положению. Поддержка обновленчества за пределами СССР должна была подчеркнуть его «истинный» характер и «объективную необходимость», как религиозного движения. В этом смысле пропагандистские материалы, распространяемые в Советском союзе, значительно преувеличивали реальную поддержку обновленчества в зарубежье. Корреляция источников позволяет установить, что в реальности обновленцы пользовались в русском зарубежье крайне слабой поддержкой, всего с уверенностью можно говорить только о существовании одной епархии в США, а также трех приходов в Европе (двух во Франции и одного в Германии), помимо этого, некоторая деятельность осуществлялась обновленцами в Харбине. Вместе с тем, в пропагандистских материалах поддержка в зарубежье позиционировалась, как широкая и почти повсеместная. Пропагандистские материалы содержат упоминания о церковных структурах за рубежом, о существовании которых сегодня нельзя сказать чего-то определенного. К примеру, в циркулярах Синода упоминался Аргентинский обновленческий благочиннический округ, существование которого другими источниками не подтверждается.

В ходе последовавшей за докладом дискуссии диакон Сергий Кульпинов обозначил, что отсутствие реальной поддержки обновленчества в русском зарубежье обосновывалось отсутствием социальной базы для раскола. В подчинение обновленческому Синоду перешли, по преимуществу, маргинальные для зарубежья клирики, не имевшие серьезного влияния в эмигрантской среде. Некоторым исключением можно считать ситуацию в США, где в число прихожан входили эмигранты, покинувшие Россию до Октябрьской революции и не настроенные к ней априори негативно, однако и там широкой поддержкой обновленцы не пользовались.

Диакон Сергий Кульпинов

11.10.2020