Паломничество в Покров Пресвятой Богородицы

Паломничество в Покров Пресвятой Богородицы

  

  Этот праздник был установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери в Константинополе в Х веке. Однажды в престольном граде  во   Влахернском храме молилось великое  множество народа всю ночь; совершалось всенощное бдение по той причине, что этот город был обложен со всех сторон врагами–язычниками. Народ просил помощи у Божией Матери, и Матерь Божия услышала молитву народа и явилась в храме на воздухе с Иоанном Предтечей и апостолом Иоанном Богословом, окруженная Ангелами. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, среди молившихся в храме находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Подняв очи к Небу, святой Андрей вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется на Руси с XII века и относится нашей Церковью к числу великих. Установление  его связано с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, запечатлевшего себя в истории благочестивым мужем древней Руси и усмирителем на ней смуты, за что снискал особое покровительство  Царицы Небесной. Известен случай с обретением этим князем иконы Божией Матери имениемой «Боголюбская».

Как по молитве Богоматери в Х в. враги бежали от Константинополя, гонимые невидимой силой, так и со времен древней Руси после установления князем праздника Покрова Заступница Небесная защищала пределы государства невидимой силой от посягательств всех врагов. Древняя история нам свидетельствует, что было время, когда тысячи людей видели Богородицу, целые воинства. Так явилась Она с сонмом святых во время битвы с монголами, показала чудесное знамение на поле Куликовом. В России же с утверждением праздника Покрова принято считать, что Божия Матерь сняла свой омофор и покрыла им всю нашу необъятную Россию, чем выразила свое особое покровительство этой территории, как своему уделу! Именно с этим связано явление ее иконы «Державная» 2/15 марта 1917 г., в момент низложения с престола последнего Российского императора Николая II.

Когда не стало в России царя, Помазанника Божия, Царица Небесная взяла Россию под свое покровительство.

С именем князя Андрея Боголюбского связано строительство первого на Руси храма Покрова Божией Матери, который построен им был под г.Владимиром, в с. Боголюбово на р. Нерли. К храму Покрова на Нерли сейчас стекаются туристы и паломники со всего мира, чтобы прикоснуться к оставшемуся уголку Святой Руси. Покровские храмы и монастыри потом были особенно распространены по всей России. И у нас в Иркутске благодарные сибиряки оставили нам Покровский храм в предместье Знаменском. Богоборческие власти еще в 30–е годы закрыли и разграбили его. Снесли купола и колокольню, а помещение использовали много лет под хозяйственные нужды. И сегодня еще совсем недавно использовался этот храм под нужды предприятия, которое размещается здесь на территории бывшего храма. Хотя расположен храм в самом скромном месте, но руководство кожзаводского предприятия не охотно расстается с ним.

Администрация города уже  передала этот храм в ведение Иркутской епархии. В начале октября 2007 г. руководством епархии был назначен настоятелем Покровского храма г. Иркутска (что находится по ул. Рабочего Штаба, на углу в пересечении ул.Шевцова в предм. Марата, напротив завода «Кедр») иерей Валерий Некрасов, по совместительству настоятель храма св. мч. Уара в с. Тихоновка. Так вышло, что первое богослужение – молебен Божией Матери выпал именно на Покров, который празднуется нынче в воскресенье.

В это день священники Николай Денщиков и Валерий Некрасов  организовали паломническую поездку в храм Покрова г. Иркутска с крестным ходом по случаю праздника в село Тихоновка. После Божественной Литургии в храме св. Димитрия Донского при ИВВАИУ верующие  прибыли к Покровскому храму, где их встречали о. Валерий и многочисленные иркутяне, собравшиеся здесь по случаю открытия нового храма. Торжественно и чинно священники отслужили благодарственный молебен Божией Матери и прошли крестным ходом с иконами по территории храма. 

«Храм сильно пострадал, и нуждается в больших восстановительных работах, прежде чем здесь вновь зазвучат богослужебные песнопения,– говорит настоятель о. Валерий. – Но это и прекрасная возможность как следует подтвердить всем нам свою веру реальными делами. Ведь в этом храме до скончания веков будут наши потомки молиться за тех, кто вложит свой вклад в его реставрацию и благоустроительство. А в том, что он переживет и наших внуков – сомнений нет, если сохранился в самую лютую годину. Вот и первые паломники – молитвенники за долгие десятилетия  впервые посещают этот чудом уцелевший храм. Вместе помолившись, мы быстрее будем услышаны, от того решатся все наши чаяния. А сегодня храм как раз и нуждается в ваших, иркутяне, молитвах. Необходимо здесь и поработать, у кого появится желание – просим помочь очистить храма от мусора, убрать территорию…»

Сомнений нет, что в недалеком будущем здесь зазвучат колокола, ведь в нашем городе были восстановлены храмы (Князе–Владимирский, Харлампиевский), которые были в еще более худшем  состоянии.

Паломники  после молебна под руководством о. Николая отправились дальше в свое путешествие к святому Уару. Почему именно туда? За долгое время атеистического гонения и безбожной политики в России у людей во многом утратилась сама возможность верить. Многие ушли в иную жизнь без покаяния и святого крещения. Такие умершие не могут обрести спасения и райских обителей. Но любовь близких может облегчить участь  некрещеных. И здесь Божия Матерь – великая наша заступница и ходатаица за нас, грешных.  Поэтому в такой день, когда особым образом чувствуется Покров над нами Богоматери, о. Николай и паломники решили просите Ее и святого мученика Уара за всех усопших без покаяния и Св.Крещения.

Не лишним будет сказать и о младенцах, загубленных их матерями в утробе. Не уменьшается в сегодня суицид. Самоубийцы встречаются среди наших близких и родственников.

По мнению Церкви, самоубийца — человек, отвергнувший главный Божий дар, данный всем живущим, отверг вместе с тем и возможность спасения своей души. Таким образом, отвергнувшийся благой надежды на милосердие Божие, не может уже поминаться об упокоении обществом христиан — Церковью Божией. Снисхождение делается только тем, кто лишил себя жизни в состоянии безумия. Всякие же попытки поминовения самоубийц за богослужением не только не будут полезны для поминаемой души, но и могут принести вред тому, кто таким образом нарушает церковное постановление. Не следует также вводить в искушение священнослужителей, испрашивая разрешение на общецерковное поминовение самоубийцы. Однако не стоит забывать и то, что Господь «в чем застанет, в том и будет судить», а кто может сказать, какова была последняя предсмертная мысль человека, решившегося на такое страшное дело, в чем застала его смерть? Один только Господь знает то, чего не знает никто на земле — сердце человека, его мысли. Поэтому не стоит убиваться горем, а лишь с великим смирением обращаться к Господу с молитвой о душе самоубийцы, (но это стоит делать только близким людям и по благословению, не следует брать на себя задачу «вымаливания» самоубийц — подобный «подвиг» может очень плохо кончиться для такого молитвенника), и надеяться на милосердие и любовь Божию ко всем нам грешным. Более того, представьте адские страдания души, совершившей такой грех и оставшейся без церковного поминовения! Нередко бывает, что на самоубийство человека подвигнуло отношение к нему близких, их невнимание к его переживаниям, и это может быть еще одной причиной, по которой можно (совесть должна подсказать, что и нужно) совершать частное, келейное поминовение его души, и лучше это делать по благословению священника.

Кто как не мы можем обратиться за них, и кто кроме нас поможет им как не мы? Вот поэтому не забывается дорога в редкий для наших мест храм в честь святого мученика Уара. Построил этот храм в с. Тихоновка Боханского района местный житель, некрещеный  сын которого погиб молодым. 

День удался на славу. У всех праздничное настроение. По дороге о.Николай служит молебен, и мы незаметно на комфортабельном автобусе   добираемся до с.Тихоновка. Красный, с голубыми куполами на хвойно–зеленом фоне деревянный храм на горе, радостно освященный ярким солнцем, встречает нас. Наступает время усердно помолиться с надеждой об усопших.

По семинарски четко и особенно торжественно звучит голос иерея Николая, в храме благоговейная тишина. И только временами на фоне песнопений и чтения радостно звенит кадило в руках о. Валерия. Молимся за упокой, а на душе у всех радостно–  как будто маленькая Пасха – ведь Покров выпал на воскресение! И яркое солнце во все окна напоминает об этом.

О. Николай с амвона произнес следующую проповедь:

«Об облегчении участи душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся святому мученику Уару, испрашивая его ходатайства пред Богом и веря в силу его заступления. Этот обычай становится понятным, когда читаешь житие святого мученика. День памяти святого мученика Уара — 19 октября (1 ноября по новому стилю).

В житии святого мученика Уара есть эпизод, связанный с внезапной кончиной юноши Иоанна, единственного сына вдовы Клеопатры, сохранявшей у себя святые останки мученика Уара. Болезнующее сердце одинокой матери было утешено видением исповедника Божия, держащего за руку ее сына и вводящего его в небесное воинство Христа Царя, тогда как на земле его ожидала лишь служба у царя земного (юноше было 17-18 лет). Святой мученик уверил вместе с тем свою почитательницу в том, что он умолил Бога об ее усопших сродниках, чтобы им были отпущены грехи.

Тем христианам, у которых случилось такое несчастье — близкий человек, младенец или взрослый, умер некрещеным, нужно приобрести образ святого мученика Уара и канон с молитвами о тех, кто умер, не сподобившись Святого Крещения и, с благословения священнослужителя, молиться о таких усопших.»

После молебна священники беседуют с приезжими индивидуально. Потом все вместе собираются за праздничной трапезой. Деревенский хлеб и обстановка благотворно влияет на всех. Ясно, что такая поездка не забудется никогда.

На обратном пути о. Николай, возглавляющий отдел епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями,  показывает паломникам православные фильмы, рассказывает о своем храме свт. Димитрия Донского, о том, как в Чеченской Республике появилась часовня в честь свт. Иннокентия Иркутского, делится своими впечатлениями о неоднократных поездках на Северный Кавказ.

Вот особый случай, рассказанный священником и потрясший всех. В первую поездку, крестив там солдат, о.Николай освятил военную технику. Приехав туда позже, солдаты рассказали ему чудо спасения их в этой технике. Машина,  освященная о. Николаем, наехала на фугас боевиков. Ее разорвало, но все остались живы, хотя были и раненые. В другом случае в то же время бронетранспортер МЧС, попавший под такой же фугас, был уничтожен, и все погибли.

Прошлая поездка в п.Большое Голоустное была не менее интересная. А летом о.Николай организует молодежный лагерь на Малом море, где оглашают и крестят прямо в Байкале взрослых и детей.  

Паломники вернулись в Иркутск добрыми друзьями. Решено было встречаться в храме чаще и ездить с о. Николаем еще. 

 

Ростислав Румянцев

(фото автора, 6 последних фотографий в правой колонке - с. Боголюбово) 

 

 

 

 

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

 

 

Святой мученик Уар

(память 19 октября по старому стилю)

 

Тропарь мученику Уару и с ним семи учителям христианским

 

Тропарь, глас 4

 

Воинством святых страстотерпец страждущих законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

 

 

    

                     

     
30.10.2007