Правила и рекомендации по устроению ледяного комплекса «Иордань» в праздник Богоявления Господня

 Правила и рекомендации по устроению ледяного комплекса «Иордань» в праздник Богоявления Господня

Крещение Господне (Богоявление) - православный праздник, отмечаемый церковью 19-го января, в день крещения Иисус Христа в реке Иордан. «…И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тот час увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на него…». (Евангелие от Марка, гл.1, стих 9-11).

Традиция купания в проруби в праздник Богоявления на Руси существует испокон века и эта, исключительно народная традиция, постоянно поддерживалась церковью. Для верующих людей погружение в ледяную прорубь, особенно в Сибири, всегда являлось своеобразным подвигом веры. Поэтому возрождение этой традиции в наше время имеет глубоко исторические корни.

В народе «Иорданью» называют прорубь в любом водном источнике, устраиваемую к празднику Богоявления для «водосвятного» молебна. В нашем случае термин «Иордань» применимо ещё и окружающей прорубь площади, на которой происходит молебен.

В зависимости от потребности прихожан церкви и просто от желающих посетить «Иордань», она может делаться различных размеров и форм, и даже не одна, однако, если она устраивается с целью приобщения к празднику больших масс народа, то следует соблюдать некоторые меры предосторожности и ограничения.

Во-первых, желательно делать прорубь на неглубоком месте, чтобы человек мог стоять ногами на дне водоёма и без посторонней помощи выйти на лед. Для этого в толще льда либо вырубаются ступеньки, либо делаются деревянные сходни.

Во-вторых, прорубь лучше рубить не широкую-приблизительно 70 см., чтобы желающие совершить омовение для удобства могли упираться руками в края проруби.

Длину проруби можно делать любого размера, всё зависит от количества будующих посетителей, глубины и уклона дна водоёма. Сразу нужно учитывать возможность погружения в воду одновременно нескольких человек, если желающих будет очень много.

Главным действием, происходящим в праздник Богоявления, является «великое освящение воды», водосвятный молебен, начинающийся и заканчивающийся крестным ходом, а так же крещение всех желающих верующих людей и возможность набрать «крещенской воды». Поэтому для крестного хода нужно заранее запланировать и, при необходимости, расчистить маршрут. Если прогнозируется большое количество народа, то следует продумать стоянки автотранспорта.

Масштабы и размеры «Иордани», определяются простым подсчётом количества планируемых посетителей на 1м2 льда, относительно его толщины. Требования к толщине льда определены нормативами МЧС России.

Если заранее предполагается большое количество «крещаемых» и желающих совершить погружение, то для набора «крещенской воды» лучше устроить отдельную прорубь.

Её  не следует прорубать через всю толщу льда, как для купания, а достаточно лишь углубить чашу на 2/3 и проделать небольшое отверстие для заполнения проруби водой (см. рис.). Это в меньшей степени ослабит прочность льда вокруг и не позволит различным бытовым предметам (кружкам, ковшам, бутылкам и т.п.) упасть на дно водоёма. Ширину такой проруби достаточно сделать 40-50 см., а длину без ограничений.

Из вышеописанного следует, что «Иорданей», при необходимости может быть сделано две и даже более. Требуется, однако, соблюсти расчетное расстояние между ними, чтобы обеспечить свободный доступ людей к воде, особенно если проруби расположены параллельно. Имея средние параметры людей (0,75м2 площади на человека), стоящих непосредственно у краёв льда и людей свободно двигатющихся в два потока между ними можно вычислить примерное расстояние между прорубями, ориентируясь на толщину промерзания льда. (см. рис.). Это вызвано ещё и необходимостью планирования продвижения людских потоков таким образом, чтобы нагрузка на лёд была равномерно распределена по всей площадке.

Как уже отмечалось, размеры и форма «Иордани» могут быть самые разнообразные. Круг, квадрат, прямоугольник, овал, и пр., но вызывает сомнение целесообразность устройства проруби в форме креста, особенно больщих размеров. Это позволяет сильно ослабить лёд во внутренних углах креста (см. рис.)  и противоречит положению 73-го правила 6-го вселенского собора о запрещении изображения креста на полу и на земле: «…дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих».

Для придания планируемому месту более эстетического вида, желательно площадку расчистить от снега до поверности льда. Из того же снега (если его много) можно соорудить небольшие борта по периметру площадки. Достаточно сделать их до одного метра высотой и немногим более полуметра шириной. Соответственно, появляется необходимость в устройстве входа и выхода, спланировать их требуется таким образом, чтобы движение потока людей было четко организовано. Это качественно снижает степень риска нахождения на льду.

Нет необходимости вокруг самой проруби делать небольшие бортики, это может привести к травматизму и доставляет дополнительные неудобства (см. рис.). Лучше изготовить специальные деревянные настилы.

Ещё одной особенностью в устройстве «Иордани» может являться сооружение на ней малых архитектурных и скульптурных форм. Для создания более праздничной атмосферы и подчеркивания значимости мероприятия, на «Иордани» можно поставить небольшой поклонный крест, а ещё лучше- часовню с иконой, для совершения «Водосвятного» молебна. В этом случае мы имеем уже не просто прорубь, а архитектурно-скульптурный комплекс- «Иордань».

В словаре архитектурных терминов В.И.Плужникова читаем; часовней является «небольшое культовое сооружение без алтаря».(Другое значение, это- «придорожный столб с иконой и лампадой в нише».)

Часовню, и другие элементы комплекса, можно соорудить как из снега или льда, так и из дерева, или других подручных материалов, в зависимости от цели и места. В нашей методичке мы рассматриваем архитектурно-скульптурные объёмы, выполненные изо льда и  расчитанные на короткий срок существования.

Вся православная храмовая архитектура строится по оси восток-запад, и хотя в часовне нет алтаря, нужно учитывать это каноническое требование и планировать комплекс так, чтобы взор людей стоящих утром на водосвятном молебне был обращен на восток.

Образ часовни, её размеры в плане и высота должны в первую очередь исходить из возможностей строительного материала, возможности выполнения её в этом материале и гарантии человеческой безопастности. Самая сложная часть ледяной конструкции это перекрытие, поэтому необходимо с многократным запасом прочности подойти к его исполнению. (использовать деревянные «кружала»,увеличить толщину льда).

Помимо часовни наполнить наш комплекс можно и другими объёмами, например, поставить звонницу и повесить на ней колокола. В словаре В.И.Плужникова звонница-это «архитектурное сооружение для подвески колоколов, не имеющее башнеобразного облика, или стенка того же назначения». Или если позволяют возможности, то возвести небольшую колокольню, «башнеобразное сооружение с колоколами в арках вернего яруса», ( В.И.Плужников).

Если в ледяной часовне установить большой церковный золотой подсвечник, то это обогатит и разнообразит наш комплекс. Сочетание «холодного» льда и «тёплого» золота даст красивый контраст. Однако если такой возможности нет, то подсвечник можно иготовить из того же льда, любой удобной вам формы с углублением под песок. И тогда яркий свет от пламени свечей предаст «Иордани» незабываемый образ в вечернее время суток и даст возможность верующим поставить свечу Богу.

Поскольку Крещение Господне православный праздник, то установка наверший на наших сооружениях может быть в виде разнообразных крестов и в неограниченном количестве. Вот всего лишь несколько типов крестов, которыми можно свободно руководствоваться в нашем сучае. (см. рис.).

Как и в любом культовом зодчестве, в Русской православной церкви наряду с жесткой системой иерархии, традиции и канонов, символики и семантики, существует полная свобода творчества(формотворчества). И только благодаря этой твёрдой традиции и существует ,то великое разнообразие всех образов и форм мировой архитектуры, на основе которой, мы имеем честь учиться.

В нашем случае, при проектировании комплекса «Иордань», мы не имеем каких-либо исторических аналогов описывающих подобные сооружения. Поэтому мы смело, в рамках дозволенного православной церковью, можем эксперементальным путём добиваться поставленной задачи.

Появление оградительного периметра площадки, а вместе с тем и появление входов и выходов, требуют простого художественного оформления. Здесь полная свобода действий, можно ставить столбы увенчивающиеся крестами, можно разнообразить порталы резным декором и т.д., единственное пожелание, не делать аркообразное завершение над входом. При большом стечении народа ледяная конструкция может не удержать натиска толпы. А если вам нужен ограниченный выход людей на лёд с целью безопастности, то узкие входы (1,5м2 не более) позволят это контролировать.

При декоративном оформлении ледяных объемов нашего комплекса, наряду с крестами, в резьбе по льду можно смело пользоваться православным орнаментом имеющим христианское толкование. Это, и виноградная лоза с гроздьями, и геометрический орнамент, и евангелические символы животных и птиц. Для этого достаточно обратиться практически к любой литературе храмового зодчества и иконописного творчества (мастерства).

 

Архитектор ледяного                                                                                                                                            ст. препод.

комплекса «Иордань»,                                                                                                                                        Кафедры живописи

возводимого при храме                                                                                                                                       и рисунка ИРГТУ

Александра Невского                                                                                                                                          В.В.Семёнов

 

           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. В.И.Плужников, «Термины российского архитектурного наследия». Словарь-глоссарий. Москва «Искусство». 1995.

 2. Журнал «К свету». Символика русского храмоздательства. Москва «Родник». 1995.

 3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ВЕНИАМИН, «Новая скрижаль». Москва «Русский духовный центр». 1992.

 4. Г.Груббе, А.Кучмар, « Путеводитель по архитектурным формам». Москва «Стройиздат». 1990.

 

 

                           

23.01.2008