22.09.2021 15:15:00 

В Православной гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы второй год проходит эксперимент

Личные отношения человека с Богом – это всегда очень непросто. Как ощутить в своем сердце настоящую веру? Как научиться сердечно молиться? Как не только исполнять положенную церковные обряды, но и почувствовать то, ради чего они созданы – живую связь с нашим Творцом и Богом?

Еще сложнее, когда о вере и Боге говоришь с детьми.

Вот и в Православной гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы решили не ограничиваться только беседами с детьми на темы Православия, но и дать им возможность личного открытия того, что Господь существует в их жизни здесь и сейчас, как это было и во времена апостолов. Дать возможность стать настоящими христианами, сделав свой личный осознанный выбор.

Предлагаем Вашему вниманию статью участников эксперимента: священника Сергия Новикова (духовника гимназии) и одного из преподавателей Даниила Апановича. Статья была напечатана в очень серьезном издании – «Исследователь» /Researcher – в 2020 году в № 4 (32). С. 254-263.

Инновационная антропопрактика: программа развития личностной позиции и мировоззрения учащихся и ее реализация в курсе преподавания вероучительных дисциплин.

Данная статья посвящена опыту проектирования одной из форм образовательной антропопрактики в технологиях рефлексивно-позиционного подхода [Ковалева, 2010-2019]. В ней раскрываются возможности создания образовательной социокультурной среды, способствующей формированию личного знания, развития субъектного и позиционного отношения к Священному писанию и выстраивания траектории духовной навигации в процессе использования метода психолого-педагогического сценирования каждого занятия Закона Божия и его рефлексии.

Проблема модернизации образования с целью развития позиционности и мировоззрения учащихся традиционна для существующей системы образования [Демакова 2018; Кузнецов 2016; Обухов 2018; Слободчиков 2016]. Текущие способы и методы преподавания – лекционный формат, прямая передача знаний от учителя к ученику и т.д. – теряют свою актуальность. Особенно это касается преподавания вероучительных дисциплин [Патриарх Кирилл 2016]⁠. В нашем случае – предмета «Закон Божий».

Священное Писание перестает быть интересным для детей и подростков. В лучшем случае, становится «текстом, который надо знать». При этом необходимость этого знания обусловлена не личным выбором и интересом, а внешним долженствованием, получаемым от семьи или от учебного заведения.

«Для чего мне все это?», - именно такой вопрос задают себе и преподавателям ученицы. События, происходившие тысячи лет назад никак не соотносятся с текущей повседневной жизнью и теми проблемами нравственного выбора, с которыми ученицы периодически сталкиваются. Более того, многие сознательно закрывают для себя размышления на тему нравственного выбора, предназначения человека и т.д., предпочитая жить эмоциями и текущим моментом. И становясь, таким образом, объектом воздействия внешних обстоятельств, других людей и своих собственных импульсивных желаний.

Каждая наука объясняет мир в отдельной его части. Библия – книга, в которой раскрывается Всеобщее: основы этого мира, образы, замыслы, история взаимоотношения человека с Богом. Взаимоотношения двух Субъектов, двух Личностей.

Замысел инновационной программы состоит в формировании и передаче опыта таких субъект-субъектных отношений; создании общности и среды, в которой будет реализован творческий подход к развитию самосознания, мировоззрения учащихся в контексте изучения Священного писания.

В Православной женской гимназии г. Иркутска кафедрой вероучительных дисциплин под научным руководством доцента кафедры психологической антропологии МПГУ Н.Б. Ковалевой на базе авторского рефлексивно-позиционного подхода [Ковалева 2010-2019]⁠ разрабатывается программа по формированию христианского мировоззрения. Проект осуществляется с использованием опыта многолетнего сотрудничества в сфере духовного развития детей и молодежи в детском православном лагере «Роднички» иркутской епархии, программы которого совместно проектировались в технологиях рефлексивно-позиционного подхода в течение 10 лет, не только успешно апробированы, но и породили новые яркие проекты работы с детьми и молодежью [Михеева 2016, Прохоров 2016]. На данный момент программа охватывает 5, 6, 10, 11 классы и реализуется с использованием метода психолого-педагогического сценирования [Ковалева 2016a]⁠ каждого занятия, что предполагает постоянное совместное обсуждение и достраивание сценарных заготовок и разработок до полноценного сценария развивающего занятия, рефлексивное обсуждение результатов, включающих экспертизу отснятых видео занятий, и проектирование следующего шага с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и групповой динамики класса. В данном случае с учетом пандемической обстановки и других обстоятельств эти встречи проводятся в дистанционном формате. Проект осуществляется командой из 6-ти человек: иерей Сергий Новиков (руководитель), иерей Георгий Бажин (преподаватель), Апанович Данил (преподаватель), Касимова Антонина (ассистент), Бушуев Кирилл (ассистент) и Юртина Евгения (ассистент).

По замыслу разработчиков ученицам нужно предложить возможность и дать соответствующие инструменты для освоения культуры духовной навигации [Ковалева 2013]⁠ собственной жизни и формирования проектных характеристик самосознания в опоре на совместное исследование и осмысление текстов священного писания с привлечением других культурных образцов [Ковалев 2015; Ковалева, 2016в,]⁠. Для этого нужно умение понимать, что сейчас со мной, как с человеком, происходит? Что это за процессы с точки зрения моего личностного и профессионального становления? Где мое место в этих процессах? Как я могу на них влиять? Что мне нужно делать сейчас для того, чтобы реализовать себя и тот замысел, что заложен в меня Богом?

Очевидно, что Священное Писание не дает прямых ответов на все эти вопросы. Поэтому в программе для работы со Священным Писанием используется метод медиагерменевтики [Ковалева, 2010; Ковалев 2015; Ковалев, Ковалева, 2018]⁠, в котором предложены принципы работы не только с художественными или философскими, но и с религиозными источниками [Ковалев 2015; Прохоров 2019 ], опирающиеся на коллективно-распределенную исследовательскую и проектную деятельности и принципы обсуждения и понимания текста в группе с включением метафорического контекста [Данильчева 2019; Ковалева С.В. 2017] Через актуализацию с помощью медиагерменевтических приемов личного отношения к сюжету и образной ткани текста, через формирование общего поля восприятий, ассоциаций, образных переживаний, проблем, через фиксацию и взаимные достраивания возникающих недоумений, вопросов и парадоксов, а также применение других приемов, провоцирующих размышление и заинтересованность в том, чтобы услышать высказывания других участников, становится возможным переосмысление знакомых всем текстов [Ковалева 2016, Ковалев, Ковалева, 2018]⁠. Таким образом, Священное Писание становится полноценным субъектом и участником диалога [Дьяконова 2016], позволяя ученицам увидеть и узнать себя в сюжетах Писания, пережить эти ситуации обнаружить личностный смысл и значимый культурный контекст [Лотман 1970]⁠. Такой диалог позволяет глубоко проникнуться текстом Священного Писания и создает условия для личностных изменений самих учащихся, участников урока. Для того, чтобы эти изменения осознавались, необходимо введение различных форм рефлексии [Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018]⁠, что способствует становлению субъектного отношения к предмету. Проектные и творческие формы совместной рефлексии позволяют перекинуть мост между содержанием, раскрытым на занятии и событиями жизни за пределами школы, и процессе работы с ними [Гудкова 2019]⁠. Творческие рефлексивные задания, направленные на привнесение в контекст урока собственных художественных образов [Ковалева 2016б], включающие технологии сюжетно-деятельностной игры, инициируют творческое переосмысление поднимаемой темы и способствуют мировоззренческим открытиям учащихся, и формирования субъектного отношения к собственной жизни и духовной навигации траектории своего пути [Жилинская, Бочавер 2018]. Не менее важной задачей оказывается также постепенное формирование гармоничной общности, объединенной общим делом познания, ценностью совместного творчества, поиска истины, любовью [Прохоров 2019, Слободчиков 2015].

C целью осуществления замысла и создания условий для личностно-включенного и одновременно проектного отношения к тексту, а затем позиционного осмысления изучаемых глав книги Бытия, командой разработчиков программы использовались различные вспомогательные культурные образцы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Поэтому несмотря на одинаковый разбираемый сюжет сотворения мира и сотворения человека, работа на уроках у каждой параллели была уникальной, и ставила перед ведущими новые непростые вопросы. Кроме того, отдельно прорабатываются линии развития коммуникации, общности, совместного творчества; подыскиваются способы введения норм и принципов совместного исследования и творчества.

В пятом классе, иерей Георгий Бажин, учитывая сложный период их адаптации к многопредметному обучению и изменение характера и уровня требований в учебном процессе, а также непосредственную любознательность и детское восприятие многих вопросов, избрал путь интерактивных диалогов, ярких разминок, образных вопросов, а также привнес в работу игровой момент за счет разработки интересных заданий с включением игрушечного персонажа – Мишутки. Это позволило отчасти вводить нормы коммуникации и, самое главное, включить в посильные формы творческого осмысления вопросов бытия, которые разбирались на текстах 1 и 2 главы Бытия отрывков из книги К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» и постепенно наращивали содержание вокруг вопроса: «Что значит быть человеком?». В частности, при участии помощника отца Георгия вожатого лагеря «Роднички» Кирилла Бушуева, была разработана коммуникативно-ролевая игра, в которой пятиклассниц познакомили с Мишуткой, слезно просившего их помочь стать ему человеком. В качестве задачи девочкам было предложено написать ему письмо, в котором ответить на вопрос “как стать человеком?”, если это возможно. Если участник считает, что это невозможно, то ответить, почему. В результате, девочки дали интересные ответы и продвинулись в понимании важной и сложной для них темы, что значит быть или как стать настоящим человеком. Большая часть пятиклассниц предположила, что самое главное быть добрым, дружелюбным и честным человеком не на показ, а внутри. Также подчеркивалась смелость, готовность пожертвовать собой ради других и вера в Бога. Вот один из ответов: «Привет, Мишутка. В этом письме я постараюсь помочь тебе стать человеком. Для начала тебе нужно понять, для чего ты хочешь стать человеком. Обязательно искренне и честно молиться Богу и верить в себя. Человек — это щедрое, честное и умное существо с сознанием». Таким образом, выстроились первые размышления девочек о том, что значит быть человеком и стало возможным провести рефлексию наметить путь дальнейшего осмысления центральной для данной дисциплины темы с перспективой выстроить личностно-позиционное отношение к ряду вопросов.

Для преподавателей 6-го класса (Апанович Данил, Юртина Евгения) в центре внимания оказались вопросы, связанные с пониманием фундаментальных основ того, как выстраивается взаимоотношение творения и Творца, а также то, как устроен мир, в котором мы живём с позиции христианского взгляда на мир из точки творения. Поскольку шестиклассницам еще трудно размышлять на высокие темы, а события, лежащие в основе нашего мира в первых главах книги Бытия слишком сложны для восприятия, было решено использовать художественное произведение человека, который проделал свой путь от рационально-атеистических воззрений к христианским и очень глубоко осмыслил этот путь. Более того, написал книгу для детей, в которой в понятной для них форме сказки передал многие важные концепции христианского мира. Речь идет о К.С. Льюисе и его произведении «Хроники Нарнии». Шестиклассницам предложили рассмотреть историю с сотворением мира сначала на примере мира Нарнии, а после обратились к книге Бытия, где попытались увидеть уже на соотнесении образов некоторую общую картину основ творения мира. Эта работа, в соответствии с методом, сопровождалась большим количеством интеллектуальных и игровых разминок, постепенным введением норм совместного творчества и диалогической коммуникации и интересными творческими формами рефлексии. В том числе отыгрывалась в сюжетно-деятельностных технологиях встреча с Колдуньей, ставились сценки, позволявшие представить собственный нечаянный поступок, имеющий последствия в жизни, делались зарисовки о сотворении мира и мира, в котором бы хотелось жить. Шестиклассницы довольно легко вырабатывали нравственные основания для оправдания действий своих или героев, однако обнаружить глубинные связи внутренней жизни и выборов человека с событийной канвой и благополучием мира им пока сложно. Тем не менее они зафиксировали много точных и осмысленных вопросов, а сопоставляя текст о сотворении мира из 1 главы Библии и с сотворением мира Нарнии Асланом – они обнаружили и воспроизвели в рисунках некоторые глубокие взаимосвязи и характеристики. Некоторые из них проиллюстрированы на рис.1.

Рисунок. Выделяли день / ночь и разных животных для дня и для ночи. Был вопрос про сменяемость дня и ночи, и течение времени

Земля, небо люди крутятся вокруг некоторого центра

Земля освещается Солнцем. Солнце как глаз смотрит на землю

Отделение ночи и дня не является разделением на добро и зло

Рисунок 1. Нарисуйте, что именно из сотворения мира в Нарнии и Бытии вы бы привнесли в свой мир.

Из рисунков можно видеть, что многие идеи возникли в результате прочтения именно 1 главы Библии, но подкрепляются они осмыслением нарнийских текстов, которые вызывают их сопереживание и провоцируют больший круг вопросов и отношений. Поэтому следующий шаг намечен как медиагерменевтический разбор и творческое осмысление встречи Эдмунда и Колдуньи, соблазняющей его «рахат-лукумом» с включением приемов СДИ при моделировании ситуации выбора и возможности, подсказать основания выбора герою.

10-11 классы имеют свою специфику, прежде всего в отношении к предмету. Хотя им уже открыто немало истин, но они часто декларативны, то есть не имеют позиции и способа реализации собственных ценностей. Кроме того, многие из них активно демонстрировали протестные формы поведения. Однако преподавателям удалось изменить ситуацию. Вот небольшая ретроспектива наиболее существенного из происходившего в 11 классах.

Точно так же, как есть законы физики, химии и т.д., есть законы духовные. И все эти законы заложены уже в первые дни творения и отражены в текстах книги Бытия. Приблизиться к пониманию этого помог мультик «Escalade» (Birdo Production, Brazil, 2012) , в котором элегантно и просто показано, как и на каких основаниях может разрушиться мир. Решая задачу раскрытия законов и их демонстрации, девушки показывают, что Закон диалогичности заложен изначально: что-то Бог творит Сам, что-то опосредованно (“Да произрастит земля…”). Бог всегда соотносит результат с замыслом: “И увидел Бог, что это хорошо”. Собственно, это и является критерием того, что хорошо, а что плохо в их понимании. Удалось выявить ряд глубоких вопросов: «Свет, который появляется раньше Солнца и звезд: что или кто является его источником? Почему только свет Бог отделил от тьмы? Что есть бездна? Над какими водами носился Дух Божий? Почему говорится о двух “небесах”? Почему “небо” — это “твердь”? «Эти и другие вопросы были учащимися зафиксированы, как интересные и актуальные для них. Для работы с темой «Сотворение человека. Замысел о человеке и предназначение человека» был выбран рассказ «Человек и Демиург» (Бормор, 2020, Человек и Демиург https://bormor.livejournal.com/634889.html), который помог более полно раскрыть понимание взаимоотношений человека и Бога и поставить вопросы о сущности творчества, о том, что значит быть помощником Бога, о взаимоотношении мужчины и женщины и другие. Для освоения норм коммуникации и облегчения процессов формирования метапредметных способностей использовались такие инструменты как формулирование вопросов к тексту Бытия (в парах)

Экспресс-рисунки (в парах и микрогруппах) на тему «Дни творения», «Какие законы лежат в основе этого мира?», «Самый яркий для меня момент из текста» и другие. Наиболее яркие результаты были получены с помощью творческого задания (в кругу): «Какое животное я бы создал, чтобы оно могло стать мне другом?» и мини-сочинения (индивидуально) «Каким призван быть человек по замыслу Бога?». Приведем два наиболее ярких ответа:

- «Создавая человека, Бог дал ему право следить за миром, выполнять роль Своего “заместителя”. Однако, очень часто люди забывают, что такое важное предназначение — это не только права, но и обязанности, и огромная ответственность. Под словом “власть” человек понимает возможность повелевать, приказывать, использовать свои права только для того, чтобы удовлетворить свои потребности. На самом деле это совсем не так. Тот, кто стоит во главе, несет ответственность за своих подопечных, и обязан заботиться о них. Из этого вытекает простая истина - главное предназначение человека — это любить, и дарить свою любовь миру, только тогда он может быть счастливым, и сделать счастливыми других»

- «Какова функция человека на земле? Этот вопрос задают себе не только философы и поэты, а также обычные люди, которым небезразлично их место в жизни. Каждый человек сам выбирает свой путь, обычно на этот выбор влияют обстоятельства. Я считаю, что при выборе в сторону зла и разрушения человек идет против своей природы, т.к. люди созданы по образу и подобию Божьему, т.е. люди созданы творцами и создателями. К примеру, в Бытие во 2-ой главе говорится о том, что Бог говорит Адаму и Еве: “властвуйте на земле и размножайтесь” (приведенный пример не был переписан дословно). Соответственно можно сделать вывод о том, что Бог дал человеку власть в мире и можно делать в нём, что угодно: внедрять новые технологии, развивать себя и др. людей, созидать, чтобы преумножить данные Богом ресурсы. Это логично, по моему мнению. Если же разрушать всё созданное, то к чему в итоге это приведет? К хаосу во всем мире. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что роль человека в мире - созидать».

Как видно из сочинений, в результате работы на уроке у девушек сложилось четкое понимание, что даже такие слова, как «владычествуйте» и «повелевайте», связаны в первую очередь с деятельным преобразованием того мира, который он получил от Бога, и с ответственностью человека за этот мир. Важно, что они видят предназначение человека не только в ответственном созидании, но и в любви и заботе о людях и мире. Более именно так они идеализируют понятие власть. Интересно также отметить, что девушки обращают внимание на изначально добрую природу человека. А также на то, что Бог, который «есть Любовь» [1 Ин. 4:7], заложил это и в образ человека. То есть, по мысли девушек, человек призван творить и преобразовывать мир, имея своим основанием ответственность, созидание и любовь. Самое же главное, что они говорят об этом искренне от сердца, противопоставляя свои убеждения потребительскому коду нашей эпохи и ее духовному обнищанию, фиксируемыми многими авторами [Кузнецов 2016; Слободчиков 2015]. Казалось бы, что такое миропонимание естественно для учащихся православной школы, но наш опыт и многие исследования свидетельствуют об обратном: воздействия современных цивилизационных стандартов и разогреваемых норм потребительского мира чрезвычайно эффективны и глубоко проникают в юные души. Не случайно открыты и зафиксированы в исследованиях группы Н.Б. Ковалевой и других ученых такие феномены развития детей и молодежи как вмененное понимание, метафорическую слепоту, мозаичность сознания, стереотипизации мышления, дефицит внимания, преобладание потребительских ценностей и т.п. [Фельдштейн 2010; Ковалева 2016б; Дьяконова 2017; Ковалева С.В. 2018; Гудкова 2019; Данильчева 2019]. Все эти феномены означают, что смыслы текста надежно укрыты от современного читателя и необходимо предпринять неимоверное герменевтическое усилие, чтобы обнаружить их. Поэтому так важно переоткрывать для себя сокровище Божьего слова, запечатленного в Священном писании. Экзегетики [Августин 2007] предлагают множество приемов для добывания смысла текста и его этической составляющей, а в новой ситуации взросления нужны еще более совершенные средства. Медиагерменевтика как инновационная рефлексивно-позиционная технология, выстраивающая работу с любыми тексами с учетом современных реалий, как раз и позволяет создать условия для глубокого переживания текста во всей его полноте и за счет синергии и диалога открыть его уникальные личностно значимые образы и смыслы. При этом очень важны психолого-антропологические принципы организации исследования и групповой дискуссии, а также герменевтическое искусство и мастерство ведущего или преподавателя создавать атмосферу полного доверия, свободного полета мыслей, внимательного вслушивания в мысли друг друга и самого текста, и при этом быть проводником в высокие и еще не открытие тайны культуры [Ковалева 2019; Цукерман 2006]

Таким образом, рефлексивно-позиционный подход и его технологии позволяют изменить исходно отчужденное отношение учащихся к предмету и текстам Священного Писания, которое может стать сферой поиска ответов на ключевые вопросы человеческого бытия, сформировать заинтересованное личное отношение, запустить процессы смыслообразования и, в конечном итоге, стать опорой для осознанных поступков в повседневной жизни. Наибольшей конструктивной силой, как нам удалось увидеть при разработке и внедрении в учебный процесс данной программы обладают такие принципы и приемы как: принцип высказывания каждого, принцип коллективного творчества, принцип вслушивания в высказывание другого, экспресс-рисунки, разминочные упражнения на развитие образного мышления и т.д.

В заключение важно отметить, что процесс психолого-педагогического сценирования занятий по Закону Божию в рефлексивно-позиционных технологиях достаточно трудоемкий, однако необходимый перспективный так как позволяет глубоко проникнуться текстом Священного Писания, создает условия для личностных изменений самих учащихся. Введение рефлексии способствует становлению субъектного отношения к предмету и позволяют перекинуть мост между открытиями на занятии и событиями жизни за пределами школы. Творческие рефлексивные задания, включающие технологии сюжетно-деятельностной игры, инициируют творческое переосмысление поднимаемой темы и способствуют мировоззренческим открытиям и становлению идентичности и субъектности учащихся.

Данные об авторах:

1. Иерей Сергий Новиков. Специалист в области православного богословия; заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы;

2. Данил Апанович. Магистр информационных систем и технологии (профиль программы: анализ и синтез информационных систем); преподаватель Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Литература:

· Августин 2007 – Августин А. Христианская наука, или Основания Герменевтики и Церковного красноречия. СПб.: Библиополис, 2007. 512 с.

· Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

· Гудкова 2019 – Гудкова А.А. Медиагерменевтика как инструмент развития личности подростков // В сб. Материалы Межд. студ.научной конференции «Поколение будущего» ГНИИ «Нацразвитие». Июль 2019. Сб. избранных статей. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. C. 162-168 РИНЦ

· Демакова 2018 – Демакова И.Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога с опорой на идеи Я. Корчака // Социальная педагогика, 2018. №2. С. 33-45

· Данильчева 2019 – Данильчева С.В. Исследование мировоззрения подростков и юношества на основе методики "метафорический девиз жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 287-290.

· Дьяконова 2016 - Дьяконова А.И. Психолого-педагогические принципы сценирования ситуаций позиционной диалогической коммуникации на уроках литературы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. №4. 2016. с. 35-41.

· Жилинская, Бочавер 2018 – Жилинская А.В., Бочавер А.А. Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 36-45.

· Ковалев 2015 – Ковалев Ф.А. Возможности использования медиаобразцов при работе со старшеклассниками // Университетские субботы в МПГУ. М.: МПГУ, 2015. С.101-104.

· Ковалева 2010 – Ковалева Н. Б. Процессы понимания и самоопределение в культуре // Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125-летию общества психологов СССР М., 2010. С. 93-96.

· Ковалева 2013 – Ковалева Н. Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей М. МГППУ. 2013.

· Ковалева 2016а – Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики // Азимут научных исследований педагогика и психология. 2016. Т. 2(15). С. 230-234.

· Ковалева 2016б – Ковалева Н. Б. Феномены понимания в медиакультуре // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.

· Ковалева 2016в – Ковалева Н. Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов // Педагогика и просвещение. 2016. Т. 3. № 3. С. 238-248.

· Ковалева 2019 – Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики // Мир Психологии. 2019. Т. 4. С. 264-273.

· Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018 – Ковалева Н. Б., Давыдова, Н.В. Дьяконова А.И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2018. 144 с.

· Ковалева, Ковалев 2018 – Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А. Инновационное проектирование образовательных технологий: Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c.

· Ковалева С.В. 2017 – Ковалева С.В. Значимость метафоры в психолого-педагогической деятельности // The Unity of Science. 2017. № 2. С. 70-73.

· Кузнецов 2016 – Кузнецов А.В., Кузнецова А.В., Михайлова Н.С. Проблема культурного кода и практики обеспечения духовных ценностей // Евангелие в контексте современной культуры»: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2016. Ч. 2. С. 297-300.

· Лотман 1970 – Лотман Ю. М. Структура художественного текста. СПб: Искусство, 1970. 384 с.

· Михеева 2016 – Михеева О.В. Рефлексивно-позиционный подход к формированию диалогического пространства в программах духовного развития детей и молодежи г. Иркутска // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 7-2 (19). С. 146-149.

· Обухов 2019 – Обухов А.С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределённости и изменчивости мира // Исследователь /Researcher. 2019. № 1-2 (25-26). С. 10-21.

· Патриарх Кирилл 2016 – Патриарх Кирилл: воскресные школы нужно сделать более интерактивными [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/patriarx-kirill-voskresnye-shkoly-nuzhno-sdelat-bolee-interaktivnymi/ (дата обращения: 26.10.2020).

· Прохоров 2016 – Прохоров Е.А. Субъектно-позиционные основания формирования христианской картины мира у детей и молодежи // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 58-65.

· Прохоров 2019 – Прохоров Е.А. Христианская экзегеза как способ собирания и гармонизации общества (на примере экзегезы И.Златоуста) // Государство, гражданское общество и право: теоретико-прикладные вопросы соотношения и развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 5-6 окт. 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». – Иркутск: Издательство ИГУ, 2019. С. 231-241.

· Слободчиков 2015 – Слободчиков В.И. Антропология образования как предчувствие смысла // Наука и школа. 2015. № 6. С. 138-142.

· Слободчиков 2016 – Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2016. № 1. С. 100—108.

· Фельдштейн 2010 – Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Портал психологических изданий PsyJournals.ru, 2010, №2 (23). С. 12-18.

· Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61-73.

Возврат к общему списку