25.11.2020

Мы спасаемся вместе (О Михайло-Архангельском приходе города Иркутска)

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, и Михайло-Архангельский храм города Иркутска встретил свой престольный праздник.

«Нельзя уверовать в Бога, не увидев свет вечной жизни в глазах у другого человека», – сказал однажды митрополит Антоний Сурожский. Эти слова особенно вспоминаются, когда попадаешь сюда – в иркутский Михайло-Архангельский храм.

Удивительно, но, даже не являясь прихожанами этого храма, многие люди каким-то непостижимым образом считают и его, и настоятеля храма отца Каллиника любимыми и родными. Наверное, это естественно для христиан: причащаясь из одной Чаши, мы все становимся одной семьей. А Михайло-Архангельский храм воспитал столько удивительных прихожан, которых встречаешь и в Православной гимназии, и в православном лагере «Роднички», и просто в разных местах города, где происходят какие-то социально важные события, - и сразу их узнаешь по простому, искреннему, доброжелательному и неравнодушному отношению ко всем и всему вокруг, по их крепкой вере, которую они без слов являют в жизненных ситуациях.

Этот храм вырастил немало священников, которые сейчас со свойственным им «Михайло-Архангельским» самоотречением подвизаются на просторах Иркутской митрополии. В этом храме делал свои первые шаги к Богу и будущий митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан (Клюев).

В этот храм обязательно время от времени заглядывает, пожалуй, каждый христианин Иркутска и его окрестностей: помолиться, испить водички из святых святительских источников, вдохнуть полной грудью этот особенный, совсем «не мирской» воздух и, обновленным, с новыми силами, возвратиться к подвигам собственных будней.

История существования этого храма берет свое начало в 1867 году и неразрывно связана с историей Вознесенского монастыря, которому в это время выделили землю под скит у Иннокентьевского источника, где, по народному преданию, часто останавливался Святитель Иннокентий Иркутский, направляясь в деревню Малая Елань.

Храм заложили здесь в 1872 году по архипастырскому благословению епископа Парфения, и в 1876 году он уже был освящен. Где-то в это же время был построен и двухэтажный деревянный дом для братии. Со временем тут появилось обширное монастырское хозяйство.

Множество скорбей и испытаний выпало Михайло-Архангельскому приходу за эти более чем 150 лет истории его жития. Он смиренно и кротко принял крест мученичества и исповедничества в годы советских гонений. После закрытия Вознесенского монастыря на территорию Михайло-Архангельского храма перенесли все монастырские захоронения. Сейчас сложно уже сказать, где именно они находятся, но, по воспоминаниям современников тех лет, в могиле архимандрита Синессия захоронена и рака с останками сгоревших мощей святителя Софрония.

Неслучайно и сегодня, спустя много десятилетий, здесь, на территории храма, который имеет такого вдохновенного Небесного покровителя и является преемником духовных традиций наших сибирских святителей и монахов, стараются сохранить это главное духовное достояние – веру, простоту, смирение, молитвенность, общинный уклад жизни.

Конечно, огромнейшая заслуга в этом принадлежит настоятелю храма протоиерею Каллинику Подлосинскому, который с 1987 года взял на себя молитвенное и хозяйственное попечение о храме и его прихожанах.

Сегодняшняя приходская территория довольно обширная: здесь размещается сам храм, часовенки над источниками святителя Иннокентия и святителя Софрония Иркутских, здание Церковно-приходской школы, библиотека, дом милосердия, дом причта, дом настоятеля, дом братии, трапезная, необходимые хозяйственные постройки и скотный двор.

Вести такое огромное хозяйство очень непросто и под силу только трудолюбивым людям сильного молитвенного духа. Неслучайно, при всем обилии хозяйственных дел, первое и главное дело на приходе – это всегда молитва. Настоятель прихода и священство храма неустанно учат порученных им Господом овец стада Христова ценить данную Господом возможность самого тесного общения в Причастии, учиться исповедоваться, сердечно молиться и жить с Богом. Любовь, которая во все времена отличала христиан, воспитывается на приходе через общий труд, внимание друг ко другу, молитву друг за друга. Здесь поддерживается традиция чтения Псалтири приходской «двадцаткой». Здесь все стараются делать вместе.

Соборность, общинность – это необходимейшее условие христианского общества, где Сам Бог – Отец, Сын и Дух Святой – Святая Троица, а люди - братия и сестры по Крови Христа и по благодати Духа Святаго. Каждая приходская община – клеточка единого Тела Церкви Христовой.

Первая христианская община была собрана Самим Иисусом Христом, и она дала пример всем нам: в центре ее всегда – Христос, рядом с Ним Его ученики-апостолы, которые несут Его Учение людям, просвещают, помогают, показывают истину христианства примером собственной жизни. В Евангелии мы видим и их несовершенство человеческое, и страхи, и трудности, но одно непреложно: они вместе идут за Христом, исполняя Его волю – что кому благословлено Господом – в обычной земной жизни. Мы видим их в простых бытовых занятиях: за ловлей рыбы, за трапезой, в пути; слышим их вопросы ко Господу; наблюдаем путь их изменения и обожения под влиянием Духа Святаго, произошедших событий и жизни рядом друг с другом...

Вот и здесь, на приходе Архангела Михаила, стараются так же просто жить с Богом и друг с другом. Дом настоятеля отца Каллиника находится на территории храма, поэтому он всегда здесь, как настоящий отец и хозяин.

Центр жизни прихода - Литургия, где вместе с отцом Каллиником Престолу Божию предстоят протоиерей Александр Мартынов, протоиерей Евгений Фомин, священник Алексий Туркин, и служит молодой диакон Петр Новоселов. Исповедь и Причастие – всем приходом.

После – общая трапеза как продолжение Литургии. Даже сейчас, в пандемию, когда люди стараются держаться на определенной дистанции друг от друга, эта общая любовь не может застыть, подождать до окончания трудного времени. Свойство любви – помогать, радовать, поддерживать, и она в любые времена может проявляться в самых неожиданных формах. Например, в престольный праздник она приобрела форму…пирожков, которые сестры прихода старательно пекли сутки напролет, чтобы по окончании праздничной службы порадовать душу и утешить желудок каждого пришедшего на службу – традиция общей трапезы, адаптированная к суровым условиям нынешнего времени.

Каждый день на приходе – это совместный труд. Кто-то следит за чистотой в храме, кто-то исполняет послушание на скотном дворе, кто-то готовит трапезу для всех живущих и труждающихся на территории прихода. Кто-то несет свое служение за свечным ящиком, встречая и провожая не только бывалых прихожан, но и тех, кто заглянул сюда впервые. Именно от них – бойцов «свечного фронта» - часто зависит, придет ли новый человек в храм еще раз, останется ли на огласительные беседы с батюшкой, захочет ли принять крещение.

При храме ведется большая духовно-просветительская работа. Причем она также живет благодаря общим усилиям как священников прихода, так и приходских служащих.

Здесь очень хорошая библиотека, в которой сейчас уже более 30 000 книг. Но только лишь выдачей книг дело не заканчивается. Библиотека является одним из ярких духовных центров приходской жизни. При библиотеке создан свой ансамбль «Родник», который дает немало концертов. Здесь создаются сценарии приходских праздников, библиотека активно сотрудничает со священниками, Церковно-приходской и воскресной школами храма, поэтому праздники на приходе всегда проводятся совместными усилиями и проходят очень ярко и радостно.

Церковно-приходская школа имени свт. Софрония епископа Иркутского – это, наверное, один из самых хлопотных и непростых «проектов» прихода. Содержать школу в наше время, соответствовать требованиям Стандарта, чтобы иметь Лицензию, оплачивать заработную плату учителям и все жилищно-коммунальные нужды весьма непросто и бюджетным заведениям, что уж говорить о частных! Поэтому очень радует, что ЦПШ, родившаяся в 1996 году, до сих пор «на плаву». Это значит, что прихожане понимают важность воспитания своих детей в православной вере, не гонятся за призрачными обещаниями «крутых» школ и доверяют Богу и православным педагогам.

А вот как удается удерживать школу на плаву все эти годы батюшке, это одному Богу ведомо. Дай, Господи, сил, помощников и спонсоров настоятелю храма, директору и педагогическому коллективу школы Михайло-Архангельского прихода!

Помимо Церковно-приходской школы (начальные классы), при храме существует и детская Воскресная школа. Если Церковно-приходская школа, воспитывая, дает детям необходимый объем знаний, формируя при этом их православное мировоззрение, то Воскресная школа помогает воцерковлению ребят, развивает их христианские качества, учит жить общинной жизнью, быть настоящими прихожанами, тем самым продолжая начатое на уроках в Церковно-приходской и общеобразовательной школах.

Для каждого прихожанина их приход давно стал семьей. Часто при разговоре «Михайло-Архангельцы» удивляются, когда просишь рассказать, «как там все у них устроено». «Да мы просто как одна семья, - отвечают они. - Каждый что-то делает на своем вместе, все вместе как единый коллектив. Ничего особенного. Просто живем».

Эта простота, естественная красота жизни с Богом преображают людей. На приходе живут братия, которые пришли к храму разными, часто очень «скользкими» и трудными путями. Но отец Каллиник беседует с каждым, кто приходит в приходскую семью; пытается выслушать, посоветовать, дать нужный духовный ориентир, дать жилье и дело для рук.

В атмосфере любви и внимания братия преображаются, начинают вместе читать молитвенное правило, воцерковляться, помогать на приходе – а работы там всегда хватает. И строительство ведется (баню вот поставили для всех), и за хозяйством следить – мужские руки нужны, и летом сено заготовить для скотного двора… Всего и не перечислишь. В большой семье много хлопот.

Недавно была проведена реставрация храма, колокольни, дома братии, так как и храм, и дом являются объектами культурного наследия федерального значения. Михайло-Архангельский - единственный храм в Восточной Сибири, выполненный с использованием уникальной техники Сибирских зодчих.

Даже иконы для нового иконостаса и алтаря были написаны здесь же, в иконописной мастерской, которая существовала на территории прихода с 1997 по 2010 год.

С 1998 года приход издает и свою газету, которая называется «Верую». Долгое время она была единственным православным изданием в г. Иркутске.

Настоятель прихода не только всегда и подолгу беседует с людьми на важные для них темы и является «главным человеком, решающим все проблемы». Отец Каллиник знает все на практике: сам со всеми вместе и на сенокос отправляется, и рыбак бывалый, и в сельском хозяйстве разбирается. Перед Праздниками и за елками для украшения храма со всеми вместе ездит, и за вербой. Даже за метелками вместе с ним выдвигались и вместе их вязали.

Этот пример, эта крепкая «стена и опора» - молитвенная, мужская, надежная, дает самый лучший воспитательный эффект, научает делом – на личном опыте. Поэтому в этом храме особенно понятны такие качества мужчины, как ответственность, и – кротость и поддержка со стороны женщины. Здесь, на приходе, рождается немало православных семей, многие из них в дальнейшем становятся священническими. Имея одного духовника, воспитанные в едином духе, они проносят любовь к Богу и друг другу через все жизненные испытания, приводят сюда детей, которые вырастают здесь же, - и все продолжается.

Так же полный храм исповедающихся и причащающихся, так же продолжается молитва друг за друга, совместная работа – где нужно помочь; так же собирают прихожан веселые общие праздники и трапезы; так же приходят дети в Церковно-приходскую и Воскресную школы; так же продолжаются Венчания молодых семей и крещение новых христиан…

Да и как иначе, ведь этот приход - семья и для самого отца Каллиника. Здесь он 33 года сеет семя Христовой веры. Здесь могилка его верной спутницы - матушки Валентины, с которой они всегда были вместе и были опорой друг для друга и прихода. Здесь могилка одного из его сыновей. А еще два сына стали священниками: протоиерей Алексий Подлосинский является настоятелем храма Божией Матери «Всецарица», протоиерей Герман Подлосинский - настоятель храма Божией Матери «Взыскание погибших» и клирик Николо-Иннокентьевского храма, а его сын и внук отца Каллиника Алексий Подлосинский служит иподиаконом Владыки.

Святые учители Церкви считают, что человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Мы все должны войти в Собор Ангелов. Пока нас охраняет невидимое воинство бесплотных Ангелом во главе с Архистратигом Божиим Михаилом, чтобы здесь, на земле, утвердиться в добре так, чтобы грех стал для нас уже невозможным, чужеродным, чтобы грешить нам уже не хотелось. Чтобы нам хотелось служить Богу и людям, славословить и благодарить.

И приход храма Архангела Михаила, охраняемый своим Небесным покровителем, Слава Богу, живет в молитве и единении. Да, трудностей немало, но все они с Божией помощью постепенно преодолеваются, ведь где «двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18; 20), и тогда в нас появляются силы и любовь, и в глазах сияет свет Вечности. Ведь одному человеку невозможно научиться любить; невозможно понять, что ты гордый, и вылечиться от гордости; невозможно послужить другому своим трудом, если рядом никого нет. Спастись можно только вместе...

Многая лета Михайло-Архангельскому храму, его настоятелю отцу Каллинику, всему духовенству и прихожанам храма!

Инна Маковская, сотрудник Инфоотдела Иркутской епархии


Возврат к списку