Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 1

Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время».

Одна из самых известных книг святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и Сибирского, носит название «Илиотропион». А еще эта книга – одна из любимых книг митрополита Иркутского и Ангарского Максимилиана, который не раз отмечал, как сильно она повлияла на него в духовной юности. В этом году владыка встретил 50-е лето своей жизни, а сегодня, 17 августа 2021 года, он отмечает день тезоименитства, так как при постриге назван в честь одного из святых Эфесских отроков.

Вместо предисловия

Кто не знает этого растения, похожего на солнце и обращающегося к солнцу каждым своим лепестком и каждым своим листиком? Неслучайно его название – илиотропион, или подсолнечник, – в переводе с греческого обозначает «гелиос» - солнце и «антропос» - человек. Солнце в названии цветка становится  символом воли Божией, а подсолнечник – символом человеческой воли.

Подумалось, что владыка и сам похож на подсолнух в своем твердом уповании на Господа и детской преданности Его святой воле. Что уникальность этого цветка состоит и в его неизменной устремленности к солнцу, и в том, что цветок этот умеет приносить плоды – семена, которые могут дать жизнь новым подсолнечникам, могут стать маслом для светильников и лампад, а также пищей для людей или птиц – все зависит от того, что будет нужно.

В этом тихое и незаметное величие христианства. Это урок, который владыка усвоил с юности и с тех пор просто так живет. Это урок решимости всем нам – христианам: мы  ведь тоже знаем, что «все преуспеяние наше в жизни христианской зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божией воле», но на самом деле все еще не расстались со «своим» и, подобно бесплодной смоковнице, пока не приносим плода. Господь который год все «удобряет» нас «навозом» испытаний, а мы все ропщем, жалуемся, печалимся, смущаемся или возмущаемся. А все очень просто: «Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем преуспеяние нашей христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим» («Илиотропион», Кн.1, гл.1, ч.1).

Часть 1. Зри в корень, или «О познании воли Божией»

Все мы родом из детства, из семьи – малой Церкви, где мы впервые учимся понимать и чувствовать главное в жизни. Семья владыки - настоящая русская семья, где живут в любви и единении, чтят свои традиции и историю. Одна из таких традиций – общая встреча семьи, всех ее поколений, чтобы все знали друг друга, общались, поддерживали, были по-родственному близки. Каждый из старших членов семьи написал свои воспоминания, которые стали живой книгой семейной истории для тех, кто помладше.

Род папы – род Клюевых – берет свое начало в Черниговской губернии, откуда прабабушка и прадедушка в конце ХIХ - начале ХХ века двинулись за счастьем в Сибирь, где было много земли, и  обосновались в деревне Елисеевка Красноярского края. Семья была религиозной, прадедушка Ефрем был старостой церкви.  Родные бабушки по отцу, Иулитты Дмитриевны (в девичестве Костригиной), переселились в Сибирь из Тамбовской губернии. Бабушка пела в церкви на клиросе. В семье умели и любили трудиться, и это, наряду с их вниманием, любовью к людям и умением вдохновлять и поддерживать  близких, помогло семье пережить все самые трудные времена.

В Иркутск попали из-за беды: в страшном 1937 кто-то написал донос на дедушку владыки, Максима Ефремовича, и он вынужден был бежать из Елисеевки. Обосновался в Иркутске и устроился на строящийся авиационный завод. В войну красил там самолеты и по несколько дней не выходил с завода, не мог даже отоварить продуктовые карточки. Иулитта Дмитриевна вместе с детьми оставалась в деревне, но навещала мужа и несла все тяготы военного времени. Переехать в Иркутск с детьми она смогла только после войны, когда в деревнях стали отдавать людям паспорта. Всю жизнь семья прожила в домике на улице Флотской. В избе вместе с людьми жили куры, новорожденный теленок. Семья была очень гостеприимной, и часто по вечерам приходили соседи и устраивались посиделки. В семье выросли сыновья Юрий Максимович, Валерий Максимович (папа владыки, назвавший сына в честь своего отца), Александр Максимович и дочь Фаина Максимовна.

Род владыки по маминой линии живет в Сибири уже лет триста. Бабушка и мама будущего архиерея родились в селе Тарасово Усть-Кутского района на берегу реки Лена. Родители мамы - Серебренниковы Иван Петрович и Мария Федоровна. Папа, Иван Петрович, родом из деревни Самодурово (ныне Заречное) Качугского района. Он всегда искал работу получше, и семья часто переезжала. В конце концов, Мария Федоровна вместе с единственной маленькой дочкой Галиной оказалась в Иркутске, где жила семья ее дяди. Мария Федоровна много работала, шила для людей – тем и кормились. Добрые люди посоветовали ей молиться святителю Софронию Иркутскому: рассказали, что помогает святой в обретении своего жилья. И Мария Федоровна молилась горячо и постоянно. Через какое-то время простая женщина, приехавшая в Иркутск из деревни, получила комнату – свою комнату в квартире на улице Лыткина.

Мама и папа будущего владыки, Клюевы Валерий Максимович и Галина Ивановна,  встретились на комсомольской стройке в студенческом стройотряде, который возглавлял тогда Валерий Максимович: строили железную дорогу «Решоты-Богучаны» - объездной путь длиной 5 километров на станции «Березовка».

В 1968 году Валерий Максимович закончил техникум с красным дипломом и мог уехать по распределению в любую точку Союза, но остался верен авиационному заводу: отец его строил, брат работал – фамилия Клюевых заняла достойное место в книге истории завода.

Сразу же по окончании техникума Валерий Максимович был призван в армию. Галина Ивановна ждала и дождалась. Свадьбу сыграли в ноябре 1970-го, а в 1971 году родился сын Максим – будущий митрополит Максимилиан. Родители вспоминают, что в День его рождения шел на редкость сильный дождь, который даже вызвал наводнение.  По улицам Иркутска плыли дома. Говорили, что такое наводнение бывает один раз в полвека.  Молодая семья много лет жила с родителями и младшим братом Валерия Максимовича в доме на Флотской в мире, любви, согласии и уважении к старшим.

И папа, и мама владыки трудились на Иркутском авиационном заводе: мама – в радиолаборатории, а папа всегда был талантливым руководителем: сначала в цехе 15, затем в цехе 5, активно участвовал а рационализаторской работе, был тесно связан с конструкторским отделом цеха и инженерами лабораторий, несколько лет носил звание «Лучший рационализатор завода», несколько раз награждался медалями ВДНХ и знаками «Победитель социалистического соревнования», министерской наградой «Ударник 9 пятилетки». Стал первым избранным начальником цеха 1, которым руководил 12,5 лет. Потом трудился в управлении механо-сборочного производства и был награждён министерскими знаками «Отличник качества авиационной промышленности» и «Почётный машиностроитель», министерской грамотой ОКБ Сухого, получил звание «Заслуженный работник ОАО «Корпорация «ИРКУТ» и в числе первых – медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени». Во время его работы на авиационном заводе выпускали самолеты ЯК-28 - реактивный сверхзвуковой бомбардировщик, АН-24 - транспортный и МИГ-23УБ - истребитель, учебно-боевой вариант, СУ-27 УБ и самолёт-амфибию БЕ-200.

Валерий Максимович жил заводом как семьей, старался сделать максимально много для улучшения работы, реконструировал несколько цехов, хотя ему приходилось работать в цехах разного уровня, а также всеми силами держать завод на плаву в тяжелые времена перестройки. Кроме того, Валерий Максимович очень ценил людей, с которыми работал. Хотя был очень принципиальным руководителем, но старался, чтобы таланты его сотрудников тоже были реализованы. Сам постоянно повышал свою квалификацию.

Мама, Галина Ивановна, помимо работы в радиолаборатории завода, занималась общественной работой в цеховом профкоме. Ее дважды выдвигали в депутаты городского и районного советов, отправляли народным заседателем в суд.

В 1976 родилась дочь Катя, и семья переселилась в комнату в коммуналке. Детей, по настоянию бабушки Мани, покрестили. Владыка вспоминал, что крестили его в Крестовоздвиженском храме. Своя квартира во Втором Иркутске появилась очень нескоро – только в 1981, но семья всегда была очень гостеприимной и хлебосольной. Здесь себя чувствовали своими все: и друзья родителей, и крестные, и друзья детей, а потом и внуков, соседи. А у Галины Ивановны к каждому празднику было свое меню с традиционными блюдами – эта традиция соблюдается до сих пор, и вся семья, с детьми, внуками, правнуками и крестными непременно собирается за общим столом на каждый праздник.

Родителей Валерия Максимовича до ухода в мир иной досматривали все вместе, дружно, по очереди, а мама Галины Ивановны последние годы жизни была прикована к постели и жила в семье дочери в одной комнате с внучкой Катей.

Дети росли в окружении большой семьи, впитывали её лучшие традиции, её дух. Галина Ивановна – очень талантливый педагог со своей собственной системой воспитания. В ней всегда сочетались любовь, строгость и честность, она приучала и детей, и внуков к труду: у каждого в доме и на даче были свои посильные обязанности уже лет с трех. Каждый знал, что его труд важен для общего дела и общей жизни.

Участок под дачу, кстати, получили в 1983, а последний гвоздь забили в 2010. Валерий Максимович с помощью братьев, друзей и сына все делал своими руками и особенно гордился тем, какая ладная получилась баня.

В конце 80-х годов Галина Ивановна, которая всегда много читала, благодаря «Литературному Иркутску», где печаталось много статей на темы Православия, заинтересовалась духовной жизнью и скоро пришла в церковь – в Михаило-Архангельский храм. За ней потянулись дети. Катя вместе с мамой начала петь на клиросе.

Когда в 1997 во Втором Иркутске произошла авария самолета «Руслан», при которой погибло 75 человек, на этом месте решили поставить храм в честь Рождества Христова. В его проектировании принимала участие тетя владыки Фаина Максимовна. На заводе, где трудился Валерий Максимович, изготовили купол и формы для свечей в новую церковь. Владыка тогда уже был диаконом  Максимом и по благословению владыки Вадима ездил в Москву, чтобы закупить нужную утварь, помогал готовить храм к освящению, после которого полгода в нем служил. Катя в течение двух лет руководила клиросом этого храма, а мама помогала там петь и читать много лет. Сейчас Катя - матушка и регент в Знаменском монастыре. Ее муж, протоиерей Павел Телегин, служит в Спасском храме города Иркутска, у них четверо детей.

Дни рождения родители владыки отмечают с разницей меньше чем в месяц. В год их 70-летнего юбилея владыка преподнес им необычный подарок – поездку на Святую Землю. Мама с папой побывали в Вифлееме, где родился Христос, в Иерусалиме на Гробе Господнем, в Гефсимании, окунулись в священные воды Иордана, взошли на гору Фавор, обозревали священный город Иерусалим с высоты Масличной горы, посетили другие святые места. Улетали домой с желанием ещё когда-нибудь туда вернуться.

Так Господь незаметно, но настойчиво являл себя членам этой удивительной семьи, каждого в свое время вел к Себе своим путем.

Корни семьи, в которой вырос будущий владыка, сильные и здоровые. Владыка впитал в себя лучшие качества своих родителей: умение быть внимательным к людям, ценить их; уважение к старшим; умение дружить; любить труд, быть ответственным; хранить традиции семьи, выполнять порученное дело по совести, честно и как можно лучше, исполнять свой долг до конца; прежде любого дела утром непременно внимательно и сосредоточенно молиться, как мама; уважать свободу веры каждого человека и «не причинять добро» насильно.

Как вспоминал Владыка, «отец всегда был в гуще событий, очень любит свой завод. Он считает, что каждый человек должен идти своим путем вперед и добиваться чего-то в жизни, то есть состояться. Для мамы движение вперед не так важно, ей важнее качество жизни: чтобы человек был счастлив на том месте, которое он занимает, и приносил пользу другим. Вот почему она всегда опасалась, что я окажусь на чужом месте по какому-то моему неразумию или стремлению к каким-то «чинам». Поэтому всегда пыталась по-матерински предостеречь меня от этого».

Часть 2. Лествица, или «О сообразовании воли человеческой с волей Божественной»

Часть 3. Время плодоносить, или «О пользе сообразования воли человека и воли Божией»

Часть 4. Бремена во всякое время, или «О препятствиях и о том, как отклонять от себя все, что мешает сообразованию своей деятельности с волей Божией»

Часть 5. «Мы и наши святые», или «О пособиях воле человека к сообразованию его деятельности согласно с волей Божественной»

Материал предоставлен редакцией журнала Братской епархии «Врата», где он будет напечатан в следующем номере

17.08.2021