Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Беседы с насельниками монастыря

Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Беседы с насельниками монастыря

Я сказал, что где-то клобуки и мантии,

Канонарх уверенно возглашает стих.

Я сказал, что где-то служит Богу братия,

И еше сказал я - я - один из них... (Иеромонах Роман (Матюшин))

Монастыри… Обители… Что мы знаем о них? Что-то, безусловно, знаем, что-то слышали, читали в журналах, видели в кино. Поговорку знаем о чужом монастыре и своем уставе. Знаем, что создавали и строили их долго, разрушали быстро, восстанавливают трудно. Знаем, что их много, и что каждый - история России.

Более трехсот лет назад на берегу Байкала произошло убийство Ерофея Заболоцкого. «Брацкие люди» (буряты) убили русского посла с сыном и сопровождающими их людьми. Если бы тогда существовали информационные агентства, то весть об этом убийстве начинала бы выпуски всех новостей, и, как теперь бы сказали «вызвала широкий общественно-политический резонанс». А тогда… Тогда на месте убийства государственного русского посла и его свиты царским указом был основан монастырь. Это - единственная обитель на берегу священного озера. Такая вот обитель: в 17 веке построена, в 20-ом – поругана и почти разрушена, в 21-ом - к жизни возрождается. Каков он, современный монастырь? И может ли он быть современным? Или не касается его веления и веяния времени? И каково оно, монашество наших дней? Сегодня здесь три иеромонаха, один  иеродиакон, один монах, два послушника, остальные - трудники. 

- Это не первый мой монастырь, - говорит наместник Посольского мужского монастыря соседней Улан-Удэнской и Бурятской епархии, монастыря иеромонах Николай, - Я раньше жил в Санаксарском монастыре. Думаю многим знаком схиигумен Иероним (Верендякин). Старец, высокой духовной жизни человек. Полтора года я жил под руководством этого человека, который смог за это время полностью поменять мое мировоззрение, научить ценить истинное  благо, истинное богатство, которое  находится в духовном мире. И перед своей смертью он меня благословил в Посольский монастырь. Вот уже 10 лет я его благословение выполняю. Сам я родом из Читинской области.

- В монастыре один священник русский, другой бурят. Так специально?

- Господь так управил. У нас в Бурятии единственный священнослужитель бурят, и вот у нас именно служит, это так благодатно отражается… 

- Есть русская поговорка: «В чужой монастырь со своим Уставом не ходят». У каждого монастыря свой Устав?

- Не совсем. Устав создает не настоятель. У  нас общий монастырский устав. Их 2 устава. Один из них тот, который Антоний приписал монастырям. Конечно, они как-то видоизменяется со временем, но в целом все общее в монастырях. Есть монастыри, где строгий аскетический образ жизни ведут. Есть монастыри, где больше к светской жизни приближено их житие. Безусловно, есть какие-то определенные уложения в каждом  монастыре. У нас устав простой:  в шесть, в пол шестого – подъем, потом утренние  молитвы, затем все братья расходятся на послушания, если праздничный день, то после утренних молитв остаются на богослужение, потом отдых, вечером в 17 часов - служба, если кто на послушании, то они после приходят, обязательно - вечером на повечерие, повечерие и вечерние молитвы, чин прощения, потом расходятся, отдыхают. В 5.30  подъем, с 6 до 7 молитва,  в 7.30 завтрак, до обеда-работа, в 12.00 - обед и небольшой отдых, потом до 19.00 послушание в 19.00 великое или малое повечерие, потом вечерние  молитвы, чин прощения, потом все расходятся по кельям. Есть определенные  предписания - за территорию монастыря без благословение наместника выходить нельзя. Ну и конечно, определенные рамки ставятся. Монастырь –  своеобразная среда, которая сделана для того, чтобы человек спасал свою душу.

- В каком виде был монастырь, когда его начали восстанавливать?

- В ужасном! Во времена лихолетья здесь была детская психбольница. И когда мы сюда пришли, то со второго этажа мы вывезли только одиннадцать КАМАЗов мусора! Специалисты исследовали перекрытие между этажами и сказали - еще бы два месяца  и храм бы рухнул. Там все отсырело в основном от голубиного помета, он очень ядовитый,  мокрый, разъедал там все. Собор мы начали восстанавливать в 2003 году, и в прошлом  году закончили. 

 - Монастыри раньше были и экономически крепкими предприятиями. Чем сейчас занимается монастырь?

 - Главным образом монастырь живет за счет молитвы. Это заблуждение, что монахи  какие-то там производства у себя открывают. Конечно, монастырь живет молитвой, это первый и самый главный постулат монастыря. Сначала молитва, а потом все остальное! Именно молитва во главу угла ставится. Хотя мы занимаемся и сельским хозяйством, чтобы себя прокормить, есть у нас и скотина, есть и земли, где мы садим для себя самое необходимое, но это просто приложение монастыря, а в основном, конечно, молитва.   Многие святые отцы говорят - если вы закроетесь, построите высокую стену, никого не будете пускать, и будете только молиться – вам через забор придут и перекинут деньги и пропитание. И это действительно так, потому что мало сейчас кто молится, в основном все работают, человек порабощен мамоной.

- Много ли трудников? Кто они, откуда? «Текучесть кадров» бывает? Применим такой термин к монастырю? 

- Через монастырь в год проходит около 600 человек. Из них остаются единицы. Сложно  жить в монастыре, быть монахом тем более. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что монашество - самая сложная наука на земле. Любая другая наука имеет дело с чем-то вещественным, конкретным, что можно узнать, увидеть, потрогать, а монашество имеет объектом изучения невидимый мир. Мы не видим мир, который изучает монах. Он только на основе учения отцов и на личном духовном опыте старается с этим по сути враждебным миром бороться, чтобы спасти свою душу. И свой опыт, и опыт святых  отцов он старается передать своим чадам, чтобы им помочь. Поэтому монашеский крест может нести далеко не каждый. Потому такая большая текучка, кто-то, может, и злословит и осуждает, что из монастыря все бегут, но это и не каждому по силам.

- У вас какие-то особые отношения с  российским МИДом  и МГИМО?

- Конечно, это связано с тем, что здесь был убит посол, и там, на чугунной плите  написано, что монахи пришли и основали здесь монастырь, и в память убиенного посла назвали его Посольским. Это единственный монастырь, который  посвящен дипломатам. Поэтому у нас связь и с МИДом, и с университетом, который учит и воспитывает будущих послов. При МИДе открыт фонд восстановления Посольского монастыря. И послы, конечно, к нам приезжают: и послы других стран, которые живут в России, и российские послы, работающие в разных странах. Только узнают, что есть Посольский монастырь - приезжают. Бывают полномочные послы, которые куда-то направляются. Каждый год приезжают студенты МГИМО стройотрядом. Вносят посильную лепту в восстановление  храма. А те ребята, которые были студентами первого стройотряда МГИМО шесть лет назад, все уже работают консулами, они тоже приезжают, потому что были здесь и помнят. Гостиницы у нас пока нет, но дом настоятеля строится, он  в будущем будет  местом, где будут встречать посольства.   

– Что сейчас строится?

- В монастыре это называется трапезный храм, как бы продолжение богослужения происходит в трапезной. Там будет трапезная, внизу, а в цокольном помещении будет гостиница для паломников. Никольский храм возьмемся восстанавливать, хотим еще в этом году, если Бог даст, построить часовню, а рядом воскресную школу, музей, библиотеку мастерские. Но еще и внутри собора много работы. В этом году, Божьей милостью уже будет у нас десятая наша Пасха.

В эти светлые дни каждому хочу пожелать счастья мира, добра, всего самого необходимого для спасения бессмертной души! Эта радость дается, чтобы человек знал -  это малая частичка рая. Постоять на службе и ощутить настоящую радость! Чтобы он ощутил, что частичка рая в какое-то мгновение в его сердце собирается. Чтобы эту радость старался дольше пронести и сохранить, а сохранить ее несложно - стараться поменьше грешить, побольше делать хороших поступков сотворить и не просто так, а ради Христа!

Иеромонах Лука. Тот самый, единственный на всю Бурятию священник бурятской национальности:

 - Я покрестился в 2003 году, особой веры тогда не было, она осознано пришла позже. Тогда я ни в какой вере крещен не был, но до 40 лет я ездил регулярно на шаманские обряды, у меня родственники, родители все придерживаются шаманизма. Я не был  убежденным шаманистом, просто на все обряды ездил регулярно. Пришел в монастырь  два с половиной года назад, через полгода принял монашество, через месяц рукоположили во иеродиаконы, а в ноябре прошлого года рукоположили в иеромонахи. Многими скорбями я пришел к Православию, непросто все это было конечно. Но это милость Божия. Слава Богу!  Непростой шаг, конечно, принять монашество. 45 лет мне было, я долго размышлял. Понимал - это навсегда. Приехал умирать сюда, нет обратной  дороги никакой. Но у меня было твердое желание стать монахом. Надо было готовиться , пройти искус монашеский, святые отцы советуют три года. Но события как-то надвинулись, и за это время я созрел. Понял, что не нужно откладывать, если я решил. И, слава Богу, я об этом не пожалел никогда.

- Как к этому отнеслись родственники? Осуждали?

-  Нет, особых осуждений не было, что принял Православие. С женой развелся, прожив 19 лет, но не из-за того, что стал православным, вся моя прежняя жизнь к этому привела. А моя мама, она, правда, не понимает, что такое монашество, монастырь, это для нее вопрос непонятный. А против православия, она абсолютно не возражает. В 19-ом веке буряты особенно часто принимали Православие, в 18-ом при святителе Иннокентии тоже  принимали. А потом за годы безбожия отошли, да ведь и все тогда отошли… Потом опять потянулись ко Христу. Правда, при мне ни один бурят не крестился здесь. Да и для меня не имеет принципиальной разницы, кого я крещу или исповедую. В Священном писании ведь нет ни эллина, ни иудея, нет ни свободного, нет ни раба, все едино во Христе. Не может быть национальных различий никаких. 

- Вы по образованию врач. Вы говорите, что не только лекарствами нужно лечить человека?

- Конечно! В монастыре это особенно заметно. Это же лечебница душевная, все приехали полечиться, но диагнозы у всех разные. Кто-то пришел монашество принять, кто-то пришел исцелить себя от какой-то страсти: наркомании или алкоголизма, кто просто воцерковиться, чтобы узнать поближе, что такое Православие, чтобы стать ближе к Богу. Кто-то приехал на Великий пост, помолиться попоститься, отпуск для этого взял. В монастыре всегда собираются люди разного социального сословия. Здесь нет забора и колючей проволоки. Надоело - уехал. Время пришло - уехал, устал - уехал. Никто не держит. Монашество, прежде всего, учит любви, а не жестокости, смирению, а не гордости, здесь человек старается не наружу вырваться как в закрытом учреждении, а наоборот, старается внутрь себя заглянуть. В свое сердце, наполненное страстями. Здесь многие вдруг понимают, что страсти нам жить мешают, что если мы избавимся от страстей, хоть на какую-то малость, наша жизнь сразу облегчится. Вот, например, старцы. Они в лютой борьбе очистили свое  сердце, у них всегда радость у них на душе всегда Пасха. Они всегда светятся «А те, которые всегда в страстях, они всегда злые, хоть они и это скрывают тщательно. Им всегда плохо, они в печаль, уныние впадают, еще куда-то впадают. Хоть и пытаются делать вид, что счастливы, что они самодостаточны, что счастье в их материальном положении. Но в этом счастья никого нет! Конечно, бегут за этим миражом материальным, бегут, бегут, догнать его не могут, а счастье убегает, убегает, и в конечном плане все приходят к разбитому корыту.

- Для этого обязательно нужно стать монахом?

- Духовной жизнью можно жить и в миру. Можно быть монахом в сердце своем без всякого пострига, без одежд монашеских – просто по сути своей. Любить Господа,  молиться непрестанно. Всем заповедал Господь молится, всем заповедано стать святыми - всем! Но у монаха свой путь, особый. Обеты, которые дает монах, это уже обещания Богу. А это непросто такие обещания давать. Их нужно хранить, выполнять. А   все это человеку непросто - у нас есть у всех честолюбие, самолюбие, гордость, тщеславие. Это годы требуются, чтобы избавиться от этого, причем не просто годы, а годы напряженного труда, понуждения, воздержания, молитвы, покаяния. А так приехать и окунуться сразу в монастырскую жизнь - это сложно. Нужна постепенность, помощь Божия. Здесь все так устроено, чтобы ты стал смиренным, кротким, добрым, общежительным. Здесь все так устраивает Господь, чтобы ты в этом монашестве  отшлифовался, чтобы стал гладеньким, а они сглаживаются не просто так, нужно от  своей воли отказываться, о своего Я, от прежних убеждений отказываться…

-  И батюшке  тоже?

- А нет никакой разницы! А священнику во много раз тяжелее. Это ответственность такая за людей, которых мы называем паствой. Там большая ответственность, там большой  спрос будет, ну и воздаяние. Меня никто не спросит, хочу я или нет, могу или не могу.

- Это для вас какая Пасха?

 - Первая! У меня все первое. Как для священника - первая. Причем в прошлом году была первая иеродиаконская, в этом - иеромонашеская.

Пасха - праздник праздников, торжество из торжеств. Это праздник счастья, мира, это будет огромная надежда на жизнь вечную. Всем желаю, чтобы обрели в сердце своем радость, если мы этого благодатного состояния Пасхи не обретем в нашей земной жизни, нам особо рассчитывать в будущем не на что... Желаю, чтобы вы обрели все пасхальную радость, что является залогом спасения в вечности. Конечно, это для православного  самое главное - пожелание вечности. Блаженной Вечности с Богом!

Иеродиакон Иоанн:

В этом году на Пасху - будет шесть с половиной лет, как я здесь. Так как я уже принял постриг, то об этом пути сказать не могу, но путь мой сюда очень скорбный, он ведом единому Богу. И эти скорби дали мне возможность спасать свою душу. И не только мою  душу дано Богом спасать мне, но и окружающих меня людей. Такая вот дана благодать -  приводить их к Богу. Об этом, когда полагают в иеродиаконство, даешь обещание. Это  мой первый монастырь, как сюда пришел, так здесь и остаюсь. Монашество в наше время  очень сложно понести человеку современному, искалеченному грехами. Даже некурящим и непьющим. Много порабощенных привязанностью к компьютеру, и тем злом, которое сейчас проповедуется в миру, как добродетель. Мир этим злом весь порабощен. Нужны скорби, чтобы от этого избавиться, но к этому тоже люди современные не готовы. Такие   скорби не каждый может понести в наше время. Слишком велик соблазн там, в миру, на это соблазн многие поддаются, и не могут остаться в монашестве.

 - Приходилось слышать о школе и лагере единоборств. Что это такое?

- Наш прихожанин и очень хороший знакомый, Роман занимается борьбой по особой системе. Есть такая борьба, которая проводится с благословения архимандрита Иоанна. Здесь на Байкале семинары устраивает с благословения о Николая. Приезжают люди, молодежь, казаки из Москвы, со многих мест. Здесь ставят палатки, проводят семинары. Не просто учатся борьбе (это сейчас почти везде есть). Здесь все по другому, борьба эта основана на молитве, они все молятся, исповедуются, причащаются. 

- Как складываются отношения с местными жителями?

-  Сейчас очень хорошо. Нам помогает директор рыбозавода Александр Семенович   Черниговский. Нам помогают рыбаки с рыбой, осенью рыбку ловят, нам завозят сюда.  Приходят помолиться, приглашают батюшку освятить осеннюю рыбалку, освятить корабли, невода, молебен отслужить. Это все большая, тесная связь. Ловят рыбу местные жители. Ведь это единственный их промысел, и они к нам притекают, просят  помощи Божией. У нас очень хорошая воскресная школа, очень веселая, 30-40  ребятишек у нас постоянно. Поют, рисуют, мозаикой занимаются, в колокола  учатся звонить. Но у нас и гостей всегда много: Украина, Москва, Питер, Братск, Иркутск, Чита, с ними мы имеем очень тесные связи, приезжают помолиться. И помогают нам.

Как приходят в монастырь? Пути у всех разные. Бывают долгие и извилистые. Монах Гавриил рассказывает:

- Вся наша жизнь описана в Евангелии. Просто мы Евангелие или не читаем, или читаем как книжку, - «Библию читал?» - «Читал», - а о смысле, что мы там читаем, мы не знаем. Вся наша жизнь в миру приравнивается к блудному сыну. Ну не все конечно, в тех семьях, где люди придерживаются определенных правил, у них все хорошо. А если в семье что-то не так, то происходит сбой. Но всей нашей жизнью управляет Господь. В частности меня Господь вразумил – в 1995 году я покрестился. Утром встал и пошел в Церковь, - покрестился. Неосознанно, почему, - я не помню.

- Где вы крестились?

- В Крестовоздвиженской церкви в Иркутске. После чего, я «на автопилоте» продолжал жить. Господь управлял.

- А в монастырь в каком году пришли?

- В 1998 году я первый раз исповедался в Иркутске в Богоявленском храме и потом поехал в монастырь в Пермь. В Перми в Белогорском монастыре проработал два дня, ну и уехал сразу. После чего опять приехал в Иркутск, продолжились поиски смысла, жизненного смысла. Жил, не задумываясь, по молодости, вроде все нормально, все хорошо. Потом стал думать, - как так, неужели ТАМ ничего нет, - уже начинаешь искать какой-то смысл жизни. В таких ситуациях часто ошибаешься, нас всегда что-то улавливает.

- Первый раз поехали в монастырь, - чего ждали?

- Вообще ничего не ждал. Ну, если честно сказать, - мне надоела суета мирская.

- А почему так мало - два дня пробыли?

- Это гордость моя. Мне дали послушание, а я сказал, что я не буду делать этого. Там опытные монахи уже, видимо, просто проверили. Ну, в принципе, никто же ничего не теряет, Господь же всем управляет, там никто никого не держит насильно, обещать тоже никто никому не обещал ничего, потому что все возрождалось. Уехал и уехал, мне даже помогли, посадили на автобус. Зачастую когда приезжаешь в другую область, задают вопрос – «У вас что своих монастырей нет?»

- А тогда тут (в Посольске) уже был монастырь?

- В 1998 году здесь уже был монастырь, но он был как приход. Но я о нем не знал. Узнал, когда уже в Иркутск приехал, просто в карты посмотрел неосознанно, видимо так Господь управляет, дает человеку ориентир. Но мы не присматриваемся, не прислушиваемся и опять продолжаем свой путь, живем как попало. После чего я опять поехал в Пермь, и пробыл там, в монастыре, уже полгода. Но там я тоже был трудником, но не был воцерковлен. После чего вернулся в Иркутск. Видимо тот регион на меня подействовал, и в 2004 году я приехал сюда в монастырь, и остался…

- А постриг когда был?

- В 2006 году стал послушником, отец Алексий еще был настоятелем. И потом уже, когда настоятелем стал отец Николай, в 2007 году владыка Евстафий нас постриг в монахи.

- Вы были в двух монастырях. Отличаются эти монастыри, можете их сравнить?

- Не берусь этого делать. Каждый монастырь отличается. Не зря есть такая поговорка – «в чужой монастырь со своим уставом не ходи».

 

Подготовили:

Ольга Кремлянская

Ольга Долбня

Пресс-служба Иркутской епархии

06.04.2010