В День учителя самое время рассказать о ком-то из известных иркутских педагогов. Для многих наших читателей Вячеслав Иванович Четвертаков в представлении не нуждается. В епархии он хорошо известен как директор Иркутской Православной гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И в редкие минуты, когда Вячеслав Иванович не занят привычными хлопотами, мы попытались поговорить не о его любимом учебном заведении, а о нем самом. И факты из его жизни оказались настолько интересными, что особо не пришлось задавать вопросы. Как говорится в современной поговорке, «прерывать речь директора стоит только аплодисментами». Это, конечно, шутка, но в беседе нашлось место и серьезным выводам, и юмору.
- Добрый день, Вячеслав Иванович. Давайте для начала определимся «с историей и географией». Вы коренной житель Прибайкалья или что-то привело Вас в наши края? И почему Вы решили посвятить себя педагогике? Ведь далеко не все молодые люди Вашего поколения с детства мечтали стоять у доски с указкой.
- Так сложилось, что на исторический факультет Иркутского пединститута я поступил в историческое для страны время. В 1990 году я закончил школу. Жил я тогда не в Иркутске, а в городе Кызыл, столице Тувинской АССР (теперь Республика Тува).
- Непростое время, непростое для жизни место...
- Это не исходная точка моих детских путешествий. Меня часто спрашивают, когда, например, останавливают сотрудники ГИБДД, или встречают сотрудники паспортной службы: «А у Вас давно российское гражданство?». Родился-то я вообще в другом месте. Моя историческая малая родина - это Украина. Точнее, место, которое я никогда не ассоциировал с Украиной. Это был Советский Союз. Донецкая область, Волновахский район, город Волноваха. Как раз уже в нынешнее время, после создания ДНР и во время СВО, там происходили серьезные боестолкновения.
Мои родители - геологи, оба закончили Новочеркасский институт, и их все время тянуло в горы. На Украине гор особо нет. Кроме того, сестра заболела астмой - ей надо было менять климат. Семья решила уехать в Сибирь. Но в 1979 году было советское время, квартиры были государственными, их не покупали и не продавали - надо было искать варианты обмена. Поэтому в Красноярск, где родителям предложили работу по специальности, перебраться не удалось. Зато нашелся вариант обмена в столице Тувы. Там я год провел в детском саду и там же началась моя школьная эпопея. Все школьные годы я учился в школе № 15 (теперь это лицей). Мой первый классный руководитель теперь там директор. И вот в 1990 году я закончил школу и нужно было определиться, куда поступать. Вначале я отправился в Новосибирск, по завету родителей решив стать геологом. К тому времени у меня была трудовая книжка по профилю. На школьных каникулах я успел три сезона проработать в геологических экспедициях. Получил несколько официальных геологических специальностей: мастер-шлифовальщик 2 разряда и т.п. Но с поступлением в НГУ на геофак появилась проблема. Геология - это прежде всего физика, химия, математика. Я преклоняюсь, конечно, перед этими науками, но мне всегда были интереснее гуманитарные знания. История, литература - это то, к чему у меня всегда лежала душа. После некоторого раздумья я не стал сдавать экзамены в этом ВУЗе экзамены, забрал документы и принялся заново размышлять, куда поступать.
И вновь все сложилось по стечению обстоятельств. Моя старшая сестра тогда жила в селе Выдрино (это на берегу Байкала, в Бурятии, как раз на границе с Иркутской областью). Отец как-то возвращался, погостив у нее, и разговорился в поезде с попутчиками. Они расхваливали Иркутский педагогический институт, особенно - крепкий по преподавательскому составу и традициям исторический факультет. Конечно, попутчики немного преувеличивали. По их словам получалось, что туда, якобы, брали почти всех, а уж в парнях там испытывали «дефицит», и им были открыты все дороги. На самом деле, все было несколько иначе, тем более что на историческом факультете тогда давали сразу две специальности. Кроме «преподавателя истории», ты становился еще и «специалистом по советскому праву». Это было очень востребовано. После выпуска многие парни шли служить в силовые структуры: в милицию и КГБ. Поэтому парней как раз поступало много - минимум половина от состава факультета. Никаких негласных льгот у юношей, естественно, не было. Кроме того, не «брали всех подряд», как рассказывали попутчики отца, а имел место совершенно сумасшедший конкурс. Причем приходилось конкурировать и с целевиками. Но мне удалось набрать максимальный балл, потому что как раз сдавал я свои искренне любимые предметы. После окончания, в 1995 году, у меня возник вопрос: а куда идти работать? Еще было формальное распределение, хотя за его выполнением уже никто не следил. Меня направили в иркутскую школу № 55, но были бы рады, если бы пошел в любую другую.
В итоге я выбрал ту, что была ближе всего к моему тогдашнему месту жительства - школу № 28, на улице Маршала Конева. И там меня ожидало первое испытание. Как я позже понял, более опытные педагоги дали мне ту нагрузку, от которой любой из них был рад отказаться. Отдали мне далеко не лучшие классы. Из «часов» мне досталась не столько история, сколько недавно введенный предмет ОБЖ. В пятницу я устроился на работу, а в субботу уже надо было вести 6 уроков по ОБЖ, и это в условиях, когда в стране не было еще даже учебников по этому предмету! И никто из старших коллег, даже если бы захотел, не мог бы подсказать, что делать в такой ситуации. Потом я уже понял, что это была суровая проверка на прочность. Школа была обычной, не коррекционной. Но контингент был непростой. Времена самые криминальные. Много ребят из окрестных общежитий, где собирались более неблагополучные семьи, чем в обычных многоквартирных домах. Детей сложных хватало, но мне как-то удалось найти к ним подход. Я отработал сентябрь и октябрь, а потом мне пришла повестка в армию. Сейчас-то я понимаю, что по закону не имелось права меня призывать, «выдергивая» из школы. Педагогические работники, по понятной причине, освобождаются от призыва осенью. Я узнал об этом юридическом нюансе гораздо позже. Тогда я удивился, что ко мне лично подошел военный комиссар и завел беседу на тему «Ну, ты же отслужишь. Всё будет нормально. Давай лучше сейчас, чем потом». Я, честно говоря, не понял, что это за разговор. Разобрался уже, когда служил. То есть он знал, что не имели права меня тогда призывать. Но, видимо, план какой-то был, и поэтому все равно призвали. Хотя когда повестка пришла и меня призвали, я сходил в районо. Раньше там говорили: «Если что, приходи - мы тебе поможем». А тут они руками развели и ответили, что ничем поспособствовать не смогут. Но у меня было такое ощущение, что, наверное, ни один человек так этой повестке не был так рад, как я. Потому что, конечно, было сложно работать в тот момент. Я подумал, что неплохо взять паузу.
Отслужил я год. И снова начал работать в школе, вначале учителем, потом заместителем директора. Со временем и сам стал директором - впервые в школе № 71 на улице Маяковского. Тоже была непростая школа. В свое время в нее вошли Затонская школа, Ткайская школа.
Вообще за время работы мне пришлось повидать разных детей: и проблемных, и социально запущенных. Но ни на ком не надо ставить крест. Я помню, была ситуация, которая стала для всей школы ЧП, а для меня - личным шоком: 9-классник пришел на сдачу экзамена нетрезвым. Ко мне бегут педагоги, спрашивают у меня, что делать. Я говорю: «Давайте его ко мне». А сам тоже не знаю, что делать, потому что парень, несмотря на возраст, уже выше и вдвое шире меня. Вот физически вполне взрослый человек, а поведение настолько инфантильное и безответственное. Но даже с нетрезвым дебоширом удалось договориться. Отправил его домой с обещанием прийти в нормальном состоянии на пересдачу. Но это не конец истории. В это же время в школу нагрянула проверяющая. А юный дебошир во время возвращения домой устроил скандал со швырянием камнями. Этот случай стоил мне первых седых волос. Потом этого парня я встретил спустя много лет в роддоме, где он забирал жену с очередным ребенком. Он стал вполне благополучным и законопослушным человеком. Я ему без обиняков сказал: «Тогда я думал, что ты вскоре отправишься в места не столь отдаленные». Он мне ответил: «До определенного момента я и сам так думал». Но проросли в нем зерна хорошего отношения, которые заронили учителя. Закончил он какой-то колледж, причем не просиживал там штаны, а получил востребованную специальность. Со временем стал хорошим профессионалом. А махнули бы на него рукой - разве вышел бы из него достойный человек?
Что интересно, я с добрыми чувствами вспоминаю коррекционные классы школы № 71. Представьте, им можно каждый урок рассказывать один и тот же материал, и они будут воспринимать это как новую информацию. Настолько краткосрочная память, что обычными методическими приемами донести программу невозможно. Но при всем этом добро они прекрасно помнили. Некоторые из ни до сих пор (хотя уже столько лет прошло!) когда меня увидят - не ленятся даже перейти ко мне с другой стороны дороги, чтобы просто поздороваться, сказать что-то хорошее.
Мне запомнился один случай. Ребенок жил в ужасных условиях в Затоне. Мы тогда ходили по домам, посещали семьи и видели, как живут родители и дети. И вот он на День учителя всем своим учителям дарит по пакетику, в каждом из которых лежит кусок халвы. Видимо, он сам очень любил халву и этим своим любимым лакомством, своей такой ценностью решил порадовать своих учителей. Стали с ним разговаривать - он рассказал, что подрабатывал после школы на автомойке. Много ли он там заработал? Но сумел накопить, чтобы каждому учителю, который преподавал в его классе, сделать подарок. А ведь каждый такой кулечек ему непросто достался!
Понимаете, когда к благополучным детям хорошо относишься, когда с ними занимаешься, - они все-таки воспринимают это не более, как должное. А те дети, которые в жизни мало хорошего видели, если с ними контакт найдешь, то они и преданные, и благодарные. Чувство благодарности за то, что ты в них вкладываешь, у них гораздо острее, чем у благополучных детей. Поэтому я убедился: со всеми детьми можно работать, со всеми можно добиваться результата.
Помню, когда я был заместителем директора по ОБЖ, мы с детьми ездили на разные зарницы, эстафеты... Много было интересного. Тут, в гимназии, немного другая история. Я же был директором 71-й школы, потом лицея №1 (такой математический лицей, дети - олимпиадники).
- А как Вы из 71-й школы попали в математический лицей?
- Департамент образования предложил мне заменить ушедшего директора. Лицей был для меня необычно большим и многолюдным. Ребята там хорошие, результаты показывали по учебе отличные. Было в лицее и обширное хозяйство: например, автобусы, которыми детей доставляли к месту учебы. Мало того, при лицее располагалась конно-спортивная школа. Для меня это был определенный вызов. Я не жалею - это был новый опыт. Получилось неплохо. В лицее был первый в Иркутске ребенок, который получил два стобалльных результата по ЕГЭ (в нашем случае это математика и информатика). Тогда же лицей стал победителем регионального конкурса на лучшее образовательное учреждение. Нашими конкурентами были лицей-интернат № 1, Ангарский лицей, лицей при госуниверситете, другие ведущие школы Иркутской области. Заранее эксперты отдавали победу ЛИГУ. Но мы сумели стать победителями, получили приз в 900 тысяч рублей, на который закупили оборудование. Это была серьезная победа коллектива. У меня сын закончил этот лицей. Учился с 5 по 11 класс. Многое с этим лицеем меня связывало. Но наступил момент, когда надо было что-то менять. И как раз отец Александр, настоятель Спасского храма, искал кандидатуру - кому можно доверить православную гимназию, потому что он планировал уже уходить отсюда.
- Если я правильно помню, то у Вас кто-то из детей на тот момент учился в гимназии?
- Да. Если сын Миша ходил в лицей с 5 класса, то Мария, дочка, с 1 класса училась здесь, в гимназии.
- Но ведь детей из семьи стараются отдать в одну школу? Это просто удобнее.
- В лицее был набор только с 5 класса. Причем когда я пришел - был набор с 8 класс. То есть с 8 по 11 класс учились. Вот Миша был в первом наборе, который проводили с 5 класса. Мне многие говорят: «Ну вот, сына нужно было выучить, поэтому отец и открыл набор с 5 класса». Причина, конечно же, не в этом. Причина в том, что дети, которые приходили, по математике были слабоваты. Основы надо было давать не с 8, даже не с 7 класса, а прямо по переходе из начальной школы в среднее звено. Но дочка Маша, так или иначе, в лицей попасть не могла - она только собиралась в 1 класс. Стали выбирать наилучший вариант - и остановились на Православной гимназии.
- А у Вас уже была воцерковленная семья на тот момент?
- Степень воцерковленности бывает разная. Понятно, что на тот момент мы в храм, конечно, ходили - мы крещенные с детства. И мы были прихожанами Спасского храма. То есть мы были воцерковленной семьей, но не настолько, чтобы работать в Православной гимназии. У меня даже мысли такой не возникало, когда я Машу сюда привозил. Причем она училась в гимназии даже не с первого, а с нулевого класса. Мы отдали ее на подготовку, когда у гимназии здание еще на Российской улице было. И Маша с 1 класса уже училась там, где мы сейчас находимся. Плюс на выбор повлияло наличие продленки в гимназии, потому что в других школах продленки тогда не было. Но я продолжал работать в лицее, и после 5 класса мы Машу тоже в лицей перевели, потому что сложно было все же ездить в две школы с утра через пробки. Но, тем не менее, отец Александр искал варианты, кому предложить директорство. Он хотел, чтобы я заменил его в гимназии. На тот момент я уже чувствовал, что все проекты, на которые я был способен в математическом лицее, уже были реализованы. Все Компьютериады, все конкурсы.
И вот новый интересный вызов. Основная заслуга, что мы перебрались в гимназию, - это заслуга моей супруги. Она мне потом сказала, что всегда мечтала работать в Православной гимназии. Вот она до сих пор здесь преподаёт. Вначале она вела уроки по своей специальности - была преподавателем русского языка и литературы, а потом переучилась на учителя начальных классов. Ей даже больше нравится это занятие, чем прежняя филология. И самое главное - пока я раздумывал - отец Александр уже сходил в Департамент образования и без меня обо всем договорился. Почва уже была подготовлена. Вариантов уже не было. Из лицея я ушел хорошо. Сделал все, что мог. Мы выиграли незадолго до этого конкурс, что позволило построить новую спортивную площадку. И вот в гимназии мы появились почти всей семьей. Я -директором, супруга - учителем, а дочка - ученицей. В прошлом году она закончила гимназию, с серебряной медалью, поступила в Медицинский университет.
Вот такой долгий путь получился. Видимо, нас сюда направляли. У нас же есть свободная воля, которую Бог нам дал. Но при этом Господь нас, как неразумных детей, направляет. И приводит туда, куда нужно. Четыре года я отработал в гимназии, доволен, мне нравится эта работа. Есть огромное преимущество работы именно в православном учебном заведении. Здесь другая жизнь, другое направление приложения сил. Но тут, видите, я не принимаю гимназию, как нечто внешнее, пришедшее в мою жизнь со стороны. Для меня гимназия была родной, потому что вначале я здесь был как родитель. Даже будучи директором лицея, я на все службы сюда приходил, по графику. И когда классный руководитель просил, например, выделить автобус, для того, чтобы детей куда-то отвезти - автобус выделял. Работал в родительском комитете. Для меня, как для родителя, это было родное учреждение. Ну а потом стал учителем и руководителем православной гимназии. Поэтому надеюсь, что смогу принести пользу нашему образовательному учреждению.
С одной стороны, дети везде дети, и работа учительская везде работа. Как был я учителем, так и остался. Как был руководителем - так как руководитель и выполняю свои обязанности. Как были родители, как были проблемы и конфликты, которые возникают в обычной школе, - так и здесь, в общем то, оно то же самое. Но поменялось окружение. Мы вот говорили о Воцерковленности. Понятно, что степень воцерковленности усилилась. Это безусловно. И общения со священнослужителями стало больше. Если раньше в моей жизни был отец Александр и прочие, служившие в Спасском храме, то сейчас общаюсь со многими священнослужителями, вплоть до Владыки. Это особая благодать, когда Владыка тебя наставляет, о чем-то спрашивает, ведь учредителем гимназии является Епархия. Много детей священников у нас учится. Приходится (и я делаю это с удовольствием) ездить в Москву, в Нижний Новгород: по поручению Епархии участвуем в различных конференциях, где тоже имеется духовная направленность. Конечно, воцерковленность, окружение людей именно от Церкви - это меняет человека.
И многие вопросы в жизни, на которые у меня был один вариант ответа в состоянии невоцерковленном, теперь имели совсем иные ответы. Раньше происходило примерно так: ты помнишь, что у тебя существует проблема, и думаешь, как ее решить, – то есть надеешься только на себя и свои силы. Сейчас ты более «вооружен», потому что все равно делаешь все, стараешься, ищешь варианты, но уже понимаешь, что без помощи Божией ничего не получится. И все происходит по Его волеизъявлению.
Плюс, конечно, дети. В гимназии дети вроде бы и те же самые, но все равно они немножко другие. Гимназия более гуманитарная. В лицее имел место технический склад ума, даже характера у детей, и у родителей. А здесь очень творческие дети: поют, танцуют, играют. И это тоже тебя меняет. Кроме того, я гимназию воспринимаю как свою семью. В буквальном смысле: супруга здесь, ребенок здесь учился, да и все дети как родные, все свои. Моя супруга Елена Александровна - учитель начальных классов. Первый класс она уже выпустила из начального звена, учит второй. Я в первом классе веду уроки истории. И дети ее класса, видимо, считают, что у них два классных руководителя. Один - это Елена Александровна, а второй - это я. Это тоже очень интересно и необычно. Вот там у меня на видном месте в кабинете открытка, которую мне дети нарисовали ко Дню рождения гимназии и принесли прямо сюда. То есть какое-то семейное такое отношение. Я заметил, что сам стал меняться. Где-то более спокойным стал. Надеюсь не только на себя, но и на Волю Божию. Раньше во время неудач включался «синдром отличника»: «все надо сделать на самом высоком уровне», только так и никак иначе. А теперь по-другому: «получилось – замечательно; нет – значит, в следующий раз будет лучше. И знаете - в жизни это помогает. Все становится другим. Я здесь, работая директором гимназии, много времени уделяю еще и учительству по своей специальности. Все-таки, когда я был директором 71 школы, лицея - у меня учительская нагрузка была значительно меньше. Сейчас она повыше, побольше. И я себя еще и как учитель ощущаю. С детьми, у которых я веду уроки истории, я больше занимаюсь научно-практической деятельностью. И у них хорошо получается. В прошлом году они занимали много призовых мест. Понятно, что чем больше детей я вижу, когда учительствую - тем лучше я их знаю, тем больше мы может сделать в плане исследований.
Кстати, раньше гимназия была такой «вещью в себе», закрытой, как раковина. Если что-то из мероприятий проводилось, то чаще для внутреннего использования. Это казалось достаточным. Когда Владыка меня сюда назначал, благословлял, естественно, мы разговаривали, определяли цели, и Владыка поставил такую задачу - стать более открытыми городу и миру. Выступать за пределами гимназии, участвовать во внегимназических мероприятиях. Собственно говоря, мы так и делаем. Я требую этого от педагогов, но самый лучший способ – показать это личным примером. То есть если директор участвует в научной деятельности, то и учителя должны участвовать, правильно? Поэтому, действительно, за последнее время гимназия достаточно много подготовила детей, которые приняли участие в научно-практических конференциях. У нас была мечта. Мы ездили в Ангарск, на Иннокентьевские чтения, Кирилло-Мефодьевские чтения и т.д., и возникла такая идея - а почему наша гимназия не проводит свою научно-практическую конференцию, которая ассоциировалась бы именно с гимназией? И вот уже третий год мы ее проводим у нас. За это хочется сказать спасибо епархиальному Отделу просвещения. Они нас в этом поддержали и очень сильно помогли. Наша конференция называется «Преумножая лучшее». И дети, которых учу лично я, - тоже принимали в ней участие, тоже занимали призовые места. Но, конечно, хочется выйти на еще более высокий уровень, вплоть до федерального. В прошлом году наши проекты победили или вышли в финальную часть Московской краеведческой олимпиады, где финал проходил в православной гимназии Василия Великого.
- А можете привести примеры этих отмеченных на всероссийском уровне гимназических исследовательских проектов?
- Мне памятен проект, который мы разрабатывали с моей ученицей Антониной Хлыстовой, «Утраченные храмы Иркутска». Это наша православная тематика, естественно. Был снят фильм на эту тему. Тоня прошла по всем тем местам, где в Иркутске когда-то были построены, а потом разрушены храмы. Она виртуально «реконструировала» их, «вставляла» в пространство, в котором они бы сейчас находились, если бы сохранились. Сделала соответствующие съемки. Мне показалось, что получилось очень хорошо. Она стала победителем на предварительном этапе и вышла в финал.
Кроме того, поездки на федеральный уровень позволяют нам увидеть какие-то свои недостатки, потому что когда на работу смотришь на уровне региона – кажется, что нет замечаний, все хорошо. А когда в Москву поехали и увидели другие работы, оказалось, что действительно интересных работ очень много... Мне даже кажется, что там подготовка работ шла иногда даже не на уровне ученика и учителя, а на уровне научно-исследовательских институтов. Например, одна девочка из Архангельской области представляла работу - они изучали развитие православия на Русском Севере. Какой-то старинный крест они нашли деревянный и проводили его экспертизу. Это очень дорогая экспертиза, определяющая породу дерева, возраст артефакта и так далее. На обычном уровне такое сделать очень сложно. Это действительно уровень серьезный. Тем более что подобная экспертиза еще и очень дорогостоящая. Но, по крайней мере, мы увидели какие-то ориентиры и поняли, что с духовной составляющей и с практической составляющей - мы вполне конкурентноспособны. Даже на таком очень высоком уровне. Техническая составляющая - дело наживное. Думаю, и с этим со временем справимся. Хотим и в этом году съездить. Но основные участницы в этом году уже 11-классницы, будут усиленно готовиться к экзаменам. Еще один из запомнившихся мне проектов был также посвящен утраченному храму - Казанскому собору Иркутска. Руководитель проекта - Ольга Дмитриевна Дунаевская, учитель физкультуры.
Интересно, что, посмотрев на старших соучениц, загорелись энтузиазмом шестиклассницы: «Мы тоже хотим поехать на конференцию в Москву, давайте мы сами проект напишем». И они не забудут свою идею, чему уже есть пример. В прошлом году пятиклассницы писали Всероссийские проверочные работы. Я им пообещал: «Кто на пять напишет - посидим с вами, чаю попьем». Тогда чаю попить не удалось. Спустя время Ярослава, одна из учениц, принесла мне вот такой камень. Наверное, помните тему из курса Древнего мира за 5 класс: в античной Греции, в Аттике, на участке земледельца, который брал в долг, устанавливали долговой камень с надписью о сроке возврата займа. Девчонки запомнили это из курса предыдущего года и «выписали мне долговой камень», что, мол, я им обещал чаепитие и пока не выполнил. Но меня радует, что такие моменты из предмета они запоминают, в голове факты по истории сохранились. Это уже очень хорошо.
- А как идет развитие творчества не детей, а педагогов?
- В гимназии мы идем в одном направлении с этими конференциями. Как я показываю примером, что учителям в этих исследованиях принимать участие надо, так и учителя показывают пример детям, что надо и в школьных, и в выездных мероприятиях участвовать. У нас педагоги в прошлом году добились большого успеха. Они представляли проект и победили в общероссийском федеральном конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Это первая такая награда педагогов не только в гимназии, но и в Иркутской епархии. Насколько я знаю, такого случая, чтобы проект из Иркутской области победил или в финальную часть конкурса вышел на федеральном уровне - этого раньше не было.
- В чем же заключается суть этого проекта?
- В этом образовательном проекте целый комплекс мероприятий, связанный как с изучением храмов Иркутска, так и с историей Иркутска в целом, проведением экскурсий по храмам Иркутска. Он пересекается с нашим Президентским грантом, в котором мы тоже принимали участие до этого. Смысл этого гранта заключался в том, что дети изготавливали фильмы, ролики о храмах Иркутска. По ним проводили такую виртуальную экскурсию. Понятно, чтобы снять такой фильм - надо предварительно самому юному автору узнать, что это за храм, изучить историю его создания, взять интервью у настоятелей. На тот момент еще можно было довольно свободно использовать любительские квадрокоптеры и снимать храмы с высоты птичьего полета. Эти интересные кадры, кстати, мы потом использовали в разных программах. Причем смысл был не в том, чтобы подготовить идеальную виртуальную экскурсию. Это же исследование, где дети проявляли максимум самостоятельности и инициативы! Педагоги там были в роли лишь направляющей. А все, что касается съемок, монтажа фильма - это все выполнено детскими руками. Чтобы ребят этому научить - мы обращались к специалистам, которые учили детей монтировать. С Центром творчества договаривались. У нас до сих пор человек работает, ведет кружок видеомонтажа. Мы обращались к экскурсоводам - как экскурсии проводить. Мы обращались к настоятелям храмов - они интересные вещи о своих храмах рассказывали. Это было полноценное обучение детей. Ребятам предстояло не просто представить информацию о храме. Их научили вести исторические исследования, проводить съемки, делать монтаж и даже работать в архивах. Это та работа, которую, кажется, не видно, но именно она является «солью» такого творчества. Я считаю, что эта работа по гранту удалась. Мало того, что мы получили средства для гимназии, но и элементы грантовой работы использовали потом в следующем проекте. Команда из трех педагогов, которая этот проект готовила, делала конкурсную документацию (в каждом конкурсе важно не только содержание, но и форма – то, как оформишь и подашь документы), - стала рабочей командой. Это учитель истории Александра Владимировна Бизюк, учитель русского языка и литературы Анастасия Владимировна и завуч Паскевич Татьяна Анатольевна Васкевич. Но когда награда пришла - я поблагодарил весь коллектив, потому что команда представляла всю гимназию в целом. Даже мне пришлось кое-какие документы готовить и материалы подбирать. Многие были задействованы в общее дело.
В начале учебного года наши педагоги уже приняли участие в конкурсе «Серафимовский учитель» в Нижнем Новгороде.
Хотелось бы сказать о том, что гимназия постепенно превращается из просто школы в православный образовательный центр. У нас по вечерам здесь, под эгидой епархии, проходят богословские и регентские курсы для взрослых, а у детей действует внеклассное образование. После уроков они поют, танцуют, занимаются в кружке робототехники. И мы стараемся, чтобы все эти курсы были бесплатными. Чтобы решить эту проблему, мы обращаемся, например, в Дом творчества. Там выделяют ставку - педагоги занимаются.
С этого года наш гимназический домовый храм (который является главнейшей частью нашего православного центра) - действует постоянно. Настоятель этого храма, священник Сергий Новиков, в этом году несколько поменял свой статус. Теперь храм не просто наш гимназический домовый храм - он стал уже кафедральном храмом, потому что официальным настоятелем является владыка Максимилиан. А отец Сергий теперь ключарь. В итоге у нас теперь не только Божественные литургии совершаются по воскресеньям и в праздники, но у нас и вечерние богослужения начали проходить. Первое из богослужений в новом статусе храма прошло в самый важный для гимназии день - в Рождество Пресвятой Богородицы. В честь этого праздника названа и наша гимназия. Кстати, совершение богослужений в храме гимназии - это тоже часть образования.
Стоит отметить, что гимназия заключила договор с Институтом развития образования г.Иркутска, и на ее базе открыт ресурсный центр по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи. Кроме Института развития образования, нашим партнером в этом деле является и Отдел просвещения Иркутской епархии. Этот статус ресурсного центра вполне официальный, он закреплен на уровне региона. Смысл его деятельности в том, что мы проводим работу с педагогами, родителями, обучающимися практически всей Иркутской области. На семинары, которые мы проводили, к нам приезжали педагоги из Саянска, Черемхово, Ангарска, Шелехово, Братска. Такая работа проводится и онлайн. Мы видим свою миссию в том, чтобы развивать направления, связанные с духовно-нравственным образованием.
Мы сердечно поздравляем Вячеслава Ивановича и педагогов гимназии с профессиональным праздником – Днем Учителя!
Святой Паисий Святогорец говорил:
«Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность, и если он будет внимателен, то может получить от Бога великую мзду. Его долг — стараться научить детей страху Божию. Педагоги должны находить способы доводить до детей какие-то знания о Боге и об Отечестве. Пусть они сеют семя. Не видят, как оно прорастают? Ничего. Ничто не проходит бесследно — придет время и семя прорастет.
И пусть они всегда ведут себя с детьми по-доброму, со снисхождением, с любовью. Пусть стараются разбудить в детях любочестие. Ребенок хочет любви, тепла. Многие дети совершенно лишены этого у себя дома. Если учителя полюбят детей, то и дети их тоже полюбят. И тогда учителям будет легче делать свое дело».
Божией помощи Вам в служении и творчестве, любви, радости, вдохновения и много новых открытий вместе с Вашими учениками!
Беседовал Андрей Маковский