«Желаю всем нам оставаться человеками…» (Ч.3)

«Желаю всем нам оставаться человеками…» 

Знакомьтесь: Варвара Жукова, выпускница Ангарской Православной школы во имя Святой Троицы 2022 года. Мы встретились, чтобы поговорить о поездке Вари в Москву: весной этого года она стала абсолютным победителем в конкурсе сочинений, посвященном святому благоверному князю Александру Невскому, который проводила Патриархия в юбилейный для памяти святого год. Но Варя оказалась таким интересным собеседником, что мы не заметили, как увлеклись беседой на самые разные темы.

ЧАСТЬ 1. Почти «анкетная»

ЧАСТЬ 2. Мысли вслух

ЧАСТЬ 3. О жизни и о себе

- А молодой человек у тебя есть?

- Нет, наверное. Я еще не встретила его. Наверное, не встретила.

- Ну, это все еще впереди. А чем твои друзья занимаются? Вас сблизили общие увлечения? Они тоже играют на гитарах?

- Да, мы встретились на почве музыки. Давно, когда нам было лет 13-14. Теперь уже каждый своим делом занимается - профессиональной деятельностью, потому что они постарше. У нас пока только я без рода занятий.

- Странно, что вы еще общую группу не собрали. Или она была?

- Собрали. У нас была группа, и мы немножко играли и выступали в Ангарске. Это было год назад или два. А потом просто стало понятно, что у нас нет таланта для профессиональной музыкальной деятельности. Каждый что-то себе выбрал свое. Кто-то получил техническое образование, кто-то военное, кто-то еще определяется. 

- Принято считать, что современная молодежь большую часть жизни залипает в гаджетах. Как у тебя с гаджетами? Хватает на них времени?

- Конечно, есть на них время. Как у всех. Есть такая дурная привычка (смеется). Всегда ношу с собой телефон. Бывает летом день, два, неделя без телефона. А потом все возвращается на круги своя, и ты его постоянно контролируешь: где же он, почему он постоянно пиликает

Я есть в социальных сетях. Правда, не во всех. Инстаграм я удалила по убеждениям, а в других социальных сетях я есть. Можно сказать, у меня есть даже маленький блог, куда я периодически выкладываю фотографии, музыку или текст. А вообще я знаю немало своих ровесников, у которых телефон выключен и которые считают, что не готовы тратить свое время на гаджеты. Я отношусь к ним с большим уважением. У них не все потеряно.

- Ты так свободно говоришь о многом. А как ты относишься к модному ныне, особенно «за бугром» слову «толерантность»? Считаешь ли ты свое отношение к жизни и людям толерантным, или ты называешь это иначе?

- Я терпеть не могу слово «толерантность». Считаю, что такое слово нам не нужно. Не знаю, как там они будут решать в Европе со своей толерантностью, а у нас все как-то попроще.

У нас всегда было все понятно: вот это хорошо, а вот это плохо. И еще у нас есть такое слово – «милость». И «нравственность». У нас все либо хорошо, либо плохо. А если плохо, кто-то проявляет милость – и становится хорошо. А толерантность нам не нужна: ни к соседу, который вдруг начинает чудить; ни к государству, которое начинает чудить.

- В этом году ты сдала экзамены. Как результаты? Довольна?

- Да, сдала, слава Богу. Даже не ожидала, что результаты будут такими. Русский язык (1 экзамен) сдала на 78 баллов. Переживала очень. Не очень хороший результат. А вот потом получше пошло: базовую математику сдала на «5». Обществознание сдала на 94, литературу –на 96.

Еще у меня был вступительный экзамен на филологический факультет. Его я на 93 балла написала. Это полностью заслуга моих учителей.

Самое огромное спасибо хочется сказать Ирине Владимировне Кузиной. Это человек, благодаря которому я решила, что я действительно филолог. И еще и экзамены сдала так, что меня взяли на бюджет в Иркутский государственный университет. Она потратила столько своего времени на то, чтобы у меня что-то получилось! Это, наверное, лучший учитель из всех, кого я знаю.

- Филфак – это будущая работа в школе? Стереотип, что это не престижно. Как рискнула пойти на такой «непрестижный» факультет? Каким ты видишь свой путь после университета?

- Не знаю, может быть, я поступила несколько эгоистично, но я просто пошла туда, куда мне хотелось. Я не подумала о том, что дальше, сколько денег я потом заработаю, престижно это или нет.

Кстати, как оказалось, конкурс здесь был очень высоким, поэтому особой «непрестижности» пока не заметила.

Если честно, я выбирала между истфаком и филфаком. Когда сейчас смотрю списки, понимаю, что и на истфак я тоже могла бы пройти. У меня дедушка историк. Два историка вместе не уживутся, и я выбрала филфак.

Я бы, наверное, хотела после окончания университета поработать в школе. Не знаю, получится ли у меня это, но попробовать, думаю, стоит.

- А в свою Православную школу вернулась бы преподавать?

- Да, я могу себе такое представить.

- Думаю на самом деле, что ты сделала отличный выбор. Профессура и Фундаментальная библиотека Госуниверситета (как ее ласково называют, «фундочка») – это действительно круто! Поздравляю!

Недавно ты ездила в Москву, потому что победила в одном из литературных конкурсов. Расскажи об этом, пожалуйста, поподробнее.

- Рассказ вновь следует начать с благодарности Ирине Владимировне, которая предложила мне поучаствовать в конкурсе сочинений о благоверном князе Александре Невском.

Это был Всероссийский конкурс. Проводила его Патриархия. Нужно было написать сочинение, и я написала его в жанре дневника. Моя работа состояла из трех отрывков: «День такой-то», «день такой-то» и «день такой-то». И называлось все это «Дневник Вареньки».

Мне теперь стыдно, что я сначала не хотела этого делать. «Лишнее сочинение»! Но написала эту работу. Мы отправили. И - забыли.

А потом оказалось, что я выиграла конкурс. Мы порадовались, с Ириной Владимировной – особенно. И с Верой Иннокентьевной (директором нашей школы). И опять как-то забыли. Нам должны были прислать Диплом. А потом оказалось, что для победителей решили организовать поездку в Москву.

До этого я никогда в жизни не бывала в Москве. И даже на самолете не летала. Для меня необходимость полета стала просто кошмаром. Потом оказалось, что можно лететь с родителями. И большое спасибо нашей Иркутской епархии, которая смогла так организовать, что я поехала и с мамой, и с папой. Так продолжилось это чудо и стало чудом общим – для всех нас.

Из-за поездки даже пришлось переносить ЕГЭ по литературе, потому что, когда мы полетели, уже шли экзамены. В итоге я писала его уже в самом конце, после всех. Но я не жалею, потому что в Москву мы съездили очень здорово!

Само награждение проходило в Храме Христа Спасителя. Там очень высокий купол и потрясающе красиво! И это если даже не обращать внимание на то, что Храм Христа Спасителя - сердце нашей православной России – ну, одно из ее сердец, - это потрясающая красота. Нам все показали, мы были даже в зале Церковных Соборов, где проходят главные заседания нашей Русской Православной Церкви. Там такие люди сидят, такие важные решения принимают! Это удивительно!

Потом нас награждали. Мне подарил цветы заместитель председателя Государственной Думы. Это было ооочень неожиданно.

За время поездки удалось побывать с родителями на Красной площади, на Воробьевых горах, в Музее Пушкина.

Наша столица меня потрясла. Она очень разная. С одной стороны, это старинный прекрасный город – сердце и науки, и культуры, и русского Православного мира. С другой – это центр, где постоянно вращаются какие-то страшные огромные деньги. Я не берусь судить, плохо это или хорошо, но на меня удручающее впечатления произвела «Москва-сити», мне там очень не понравилось, и я не хотела бы больше там оказаться. Небоскребы эти как-то давят.

А вот культурная часть мне понравилась очень. Было не много времени для того, чтобы все посмотреть, поэтому я успела увидеть не все. Но зато теперь я хочу приехать в Москву еще и еще что-нибудь посмотреть. Это очень здорово.

- Варя, а ты чувствуешь себя взрослой, когда сейчас стоишь на пороге нового этапа в жизни?

- Нет, взрослой я себя не чувствую, честно говоря. В моей жизни сильно ничего не изменилось. Я как была привязана к родителям, так и осталась, никуда не уехала. Хотя были разговоры, что, может быть, стоило поступить в вуз в другом городе, но я все-таки решила остаться дома.

Конечно, я рассчитываю, что с началом студенческой жизни с 1 сентября что-то в моей жизни изменится, сложится по-другому.

У меня не было еще такой проверки, чтобы понять, взрослая я или нет.

- А как понять, что ты взрослый? На твой взгляд, взрослый человек – это какой?

- Не знаю. Наверное, все дело в ответственности. Если ты готов ее на себя брать, если ты уже готов работать над собой, знаешь свои огрехи и начинаешь их устранять, стремишься к чему-то, то тебя можно называть взрослым.

- Судя по нашему разговору, все это в тебе наблюдается в какой-то степени…

- Наверное, я еще не хочу быть взрослой. Ребенком быть хорошо: с маленьких спрашивается меньше – живешь себе, радуешься…

- Ты хочешь навсегда сохранить беззаботность и радостность и боишься, что под грузом обстоятельств взрослой жизни они могут потеряться?

- Наверное, да.

- Будь оптимистом! Знаешь, на самом деле взрослые тоже могут сохранить все самое важное из детского опыта в своем сердце. И даже вдохновлять на это других. И поддерживать. Неслучайно Господь нас тоже вдохновляет словами «будьте как дети» (Мф. 18; 3).

Ты вступаешь в новый этап своей жизни. Что бы ты пожелала тем, кто был с тобой в твоем школьном прошлом – ученикам и педагогам твоей православной школы?

- Это была и вправду моя семья. Причем это не избитый стереотип или красивый образ для печати в СМИ. Моя школа на самом деле была моей семьей.

Конечно, хочется начать со слов благодарности Вере Иннокентьевне Рублик – директору нашей школы. Сначала Вера Иннокентьевна была для меня человеком, к которому всегда можно прийти и который всегда будет на твоей стороне – что бы ни случилось. Я ни разу не видела, чтобы она ругалась, а училась я в школе 11 лет.  Ни разу не было случая, чтобы она на кого-то кричала.

По мере того как мы вырастали, она становилась для нас не просто «добрым взрослым» - мы начинали на нее смотреть с пониманием: а ведь в жизни нужно все делать так же, как она. Пример Веры Иннокентьевны для меня поистине бесценен. Она всегда останется для меня огромным авторитетом. Мне кажется, что если в моей жизни и дальше будет происходить что-то глобальное, то при выборе решения я обязательно буду советоваться с Верой Иннокентьевной.

Это не так просто – держать в руках Православную школу, чтобы она не распадалась, не «болела», не умирала, но оставалась всегда живой, работоспособной и настоящей. И хочется от всего сердца поблагодарить Веру Иннокентьевну за все, что она делает для школы и для каждого из нас. Каждый год, уже много лет, она выпускает в жизнь людей, в которых вложила, можно сказать, чудо. Оно всех «догонит» в свое время, но оно есть, оно вложено в нас, и очень бережно вложено. Вера Иннокентьевна – действительно потрясающий человек! Дай Бог, чтобы у нее все-все в жизни было хорошо, чтобы у нее обязательно были силы и здоровье, которые давали возможность ей и дальше это все держать.

Я хочу сказать большое спасибо своему классному руководителю, Митюковой Людмиле Николаевне. Это человек потрясающе активный. Она нас тоже всех всегда держала рядом с собой, чтобы мы не раскисали, чтобы у нас с ней контакт был налажен. Показательно, что даже, сдав экзамены, мы продолжали ей звонить, причем все. До сих пор мы с ней держим связь. Это говорит о том, что она действительно стала нам второй мамой (если школа – это семья, значит где-то должна быть мама). Хочется также поблагодарить Людмилу Николаевну и пожелать ей сил в дальнейшей работе. Я уверена, что она возьмет 5-й класс в этом году и что еще кому-то повезет так же, как нам.

Хочется еще раз поблагодарить и всех учителей, особенно Ирину Владимировну Кузину – я могу сто раз ей это «спасибо» говорить. Наши учителя-предметники с нами работали с утра до вечера. Оставались после обеда, проводили разные факультативы для нас, готовили к ЕГЭ.

Сейчас во многих школах популярна тенденция, что учеба – это отдельно, ЕГЭ – тоже от учебы отдельно – ЕГЭ отдельно. А нас преподаватели сразу готовили ко всему, без всяких репетиторов. И это говорит не только об их профессионализме (а они хорошо делали свое дело!), но и о том, что они к нам очень хорошо относились.

Отдельно можно долго-долго благодарить еще и первую мою учительницу –Ирину Витальевну Музыченко. Когда мы к ней пришли совсем маленькими, каждое утро все ревели – такой набор был детей своеобразный. А она как-то выдержала это все и тоже никогда ни на кого не кричала. Она водила нас на один из ЕГЭ и взяла с собой ДЛЯ НАС чай в термосе и шоколадки! Не себе, а нам, представляете? Это всех нас затронуло до глубины души. Там на ЕГЭ атмосфера такая…суровая: все смотрят- проверяют через камеры, что ты тут шпаргалку пронесешь или еще что-нибудь нехорошее вытворишь, а твоя первая учительница ведет тебя на этот экзамен и ждет там тебя много часов с горячим чаем и шоколадкой. Тут и слов лишних не надо даже говорить. Я просто очень ее люблю.

Отдельное спасибо хочу выразить Михаилу Александровичу Саламатову – моему учителю «Основ православной веры». Он и сейчас мне советы дает и помогает во всем. Для меня очень важно, что он говорит - важно его мнение по какому-то там вопросу.

Еще я очень любила ходить в нашу школьную библиотеку. Там у нас трудится Горбунова Любовь Петровна. Тоже человек потрясающий! Она нам всегда доставала книжки просто откуда-то «с неба», когда их уже не было нигде. Ее труд не виден каждый день, но потом он приносит огромные плоды.

- А тем, кто остался учиться в твоей школе, хочешь чего-нибудь пожелать?

- Конечно. Тем, кто остался, я хочу пожелать хорошо учиться, жить в мире и согласии с учителями, даже если это нелегко обеим сторонам (раз уж все мы семья – куда теперь денешься?).

А еще я хочу пожелать, чтобы они ни о чем не переживали. Человек часто переживает о чем-то. Это свойственно практически любому. Не стоит. Можно, конечно, чего-то опасаться, даже бояться, готовиться к чему-то и ждать. Но переживать не надо, потому что в нашей Ангарской православной школе неоткуда ждать какой-то беды – здесь никто тебя не тронет и не обидит. Это самое главное.

Желаю, чтобы каждый оставался человеком – это очень важно. Здоровья - потому что, когда человек здоров, он радуется. Всё в мире сегодня непросто - и мне бы хотелось, чтобы каждый русский человек находил в себе силы относиться в происходящему вокруг правильно, научился как-то противостоять этому горю, чей-то ненависти, всему чужому и инородному для нашей православной веры, национальной культуры. В общем, опять желаю нам всем быть человеками. И, конечно, радоваться жизни – что бы ни случилось и ни произошло. И всем - Ангела-Хранителя!

С Варварой Жуковой беседовала Инна Маковская

24.08.2022