15.01.2018 17:34:00  О святителе Василии Великом. Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима

 
Святая Церковь, равно как и история и отеческое признание, называет святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской великим. И, действительно, этот титул, это прилагательное вполне присуще служению святителя Василия Великого.

Его жизнь была весьма непродолжительной. По одним данным он родился в 329 году и умер 1-го января 379 года. Где-то 48-49 лет всего был жизненный его путь. Но какой след оставил он в истории христианства! Какой след он оставил в Церкви! Каким след этот остается и для нас весьма ощутимым, весьма важным, потому что этот след мы видим и в том, что нас окружает.

Сегодня мы совершали Литургию Василия Великого, автором которой он являлся. Это Литургия, действительно, вторая после Литургии апостола Иакова, брата Господня. Это Литургия, которая служится 10 раз в году, составленная святителем Василием Великим, является его плодом, его трудом. Является плодом и Откровений Божиих, которые снисходили на святителя, и которые он непременно запечатлел в чине Божественной литургии.

Мы слышим в какой-то мере, отличие Литургии для нас весьма незначительно, и лишь кажется, что отличается от Литургии Иоанна Златоуста лишь только продолжительностью. Но, вместе с тем, эта Литургия исполнена глубочайших молитв, которые тайно совершает священнослужитель по уставу в алтаре. Глубочайших молитв, которые открывают нам всю сущность Литургии, всю сущность спасения, промышления Божия о мире, открывает перед нами и методы этого спасения, когда открывает нам всю прелесть, того, каким образом человек причащается Святых Божественных Тайн, Тела и Крови Господней, является причастником жизни вечной и сопричастником Божества Господня. И уже не раз он Господень друг, и уже не раз братья и сестры Господа по плоти, - таковыми мы являемся <…> И вот эту Литургию мы с вами совершаем.

Святитель Василий Великий отличался тем, что, по сути дела, упорядочил каноническую жизнь Церкви, уставил множество канонических законов, множество традиций, как таковых, которые по сути дела, вылились лишь в определенное служение, которое представляет собой и чин монашества и чин священства, и чин Литургии, которые существовали в Церкви.

Святитель Василий Великий оставил нам, наконец, беседу на Шестоднев, о сотворении мира, и эти беседы поражают нас прозорливостью Василия Великого, поражают нас той премудростью и сообразностью, как таковой, которая дается нам, как нечто, что определяет наше мировоззрение на творение мира и окружающий нас мир, о котором промышляет Господь наш. И вот эти беседы на Шестоднев объясняют нам очень и очень многое. И очень жаль, что немногие из нас, имея возможность приобрести теперь эту книгу и почитать, немногие знают об этом. А, вместе с тем, там некое определенное указание, каким образом можно воспринимать творение Богом мира, и каковым образом и должно быть мировоззрение человеческое к этому предмету. И оно ни в коей мере не противоречит целесообразности разума, что, напротив, не может быть, ни коим образом, опровергнуто и наукой, а часто дает ответ на то, что наука не в состоянии дать нам четкий ответ на те предметы мироздания, которые многим из нас кажутся таинственными.

Святитель Василий Великий оставил уставы различные, и монашеские, и был таковым монахом, когда сам спал на земле, будучи уже и в епископском сане, и посвящал себя, вместе с тем служению Церкви. Созиданию проповеди Божией, благовестию о Христе, чему была подвержена вся его жизнь. И он устроял Церковь, - поставлял пресвитеров, поставлял епископов и посылал их в различные места.

Однажды, познакомившись с Григорием в Афинах, где они учились и получили блестящее образование по тем временам в области философии, литературы, истории, и многих других естественных наук, они подружились со святителем Григорием Богословом, великим святителем, который для нас тоже именуется богословом и состоит в той троице Великих отцов каппадокийцев, которых мы почитаем как святых отцов, оставивших неизменное, возвышенное, исполненное богатейшего догматического смысла, учение о Христе и о божественной природе, о божественных предметах, о Церкви, что по сути дела, и определилось в самом служении Василия Великого.

В ту пору, когда он пришел к служение своему, вначале в сане пресвитера, а затем и в сане епископа, Церковь, как таковая, или скорее так: священнослужители, члены Церкви являли убогое зрелище, потому что были подвержены корысти, лености, неблагоговейному исполнению священного служения, мало того, занимались зачастую и теми предметами, которые отнюдь не были присуще священнослужителям по тем законам, которые определялись Церковью как канонические, и процветала вместе с тем и симония…

Святитель Василий Великий боролся всецело против этих нравственных недугов общества, разъедающих тело Церкви. И его труды пользовались, действительно, большим успехом. Его труды были направлены также и на то, чтобы противостоять арианству. И только год не дожил он до Вселенского собора трехсот восьмидесятого года, который, по сути дела, окончательно определил участь арианства, как некой ереси, осудив ее, и она уже затем в той мере, в которой существовала ранее, не  возвращалась. Хотя был и 325 год, год первого Вселенского собора, когда она была осуждена, эта ересь, но, вместе с тем, существовала. Сколько трактатов, сколько произведений посвящено Василием Великим именно в противовес этому лжеучению, которое разъедало человеческое общество, и, по сути дела, низводила христианство к определенным только философским воззрениям, где не было места Христу как таковому, как Богу, где Христос почитался лишь как благочестивый человек. Конечно же, это было невозможно, неприемлемо, и против этого трудился Святитель Василий Великий.

В подвиге и постничестве проходила его жизнь. О многих он молился, многих наставлял, и даже епископов, и даже святитель Григорий, его друг, был нередко от него порицаем за те или иные, как ему казалось, не совсем подобающие поступки. Которые, как Василий Великий считал должны были совершаться в несколько иной направленности. Он подвигал святителя Григория к служению и был неустанен, и, по сути дела, был исполнен той воли, что невольно подчинялись многие.

В самой семье Василия Великого, которая состояла из благочестивых родителей и девяти детей, четверо из которых были мужчины, по сути дела, и мать его, святая Эмилия, которую мы почитаем, являлась святой, и брат его, Григорий Нисский, был святым и богословом, и одним из отцов каппадокийских, и также преподобная Макрина, его сестра. То есть, в этом благочестивое семейство было славно, и в этом главенствующую роль, как таковую, роль некоего наставника играл святитель Василий Великий, этот удивительный святой.

Сегодня, дорогие братья и сестры, когда для нас открывается возможным познакомиться с учением Василия Великого, его творениями, надо непременно всем нам этой возможностью воспользоваться. Читайте его! И вы многое найдете. И вы найдете и в молитвах и прочих многое, чтобы противостоять и силам зла, и силам разного рода, которые препятствуют человеческому спасению. Там обретете вы указание, каким образом его обрести. Там обретете вы христианское мировоззрение и разрешение многих своих вопросов, и, в частности, учение о Церкви, когда Церковь сейчас представляется, как и тогда, для одних соблазн, а для нас – Сила Божия, потому что Церковь Божия – это богоустановленная инстанция, Святая Церковь, в основе которой лежит подвиг Христа. И какие бы не были грешные ее члены Церкви, священнослужители, прозябающие в пороках и грехах верующие люди, от этого роль Церкви не умаляется. Но, напротив, она еще более возввышается. Если при всем этом негативе, который существует в Церкви, как таковой, Церковь Божия живет уже столько тысячелетий, то это уже прямое доказательство ее богоустановленности и истинности.

И непременно вспоминается один из рассказов Боккаччо, когда один из иудеев пожелал принять христианство на уговоры его друга священника, и, когда он, наконец, склонился к тому, чтобы познать Христа, креститься, то попросил только об одном условии, - пойти в Рим и увидеть как живет Церковь. А в то время, это оставляло мягко говоря, желать лучшего. И священник, когда отпустил этого друга, был глубоко опечален, понимая, что когда он увидит все, что там происходит, вряд ли этот человек примет христианство. И был крайне удивлен, когда к нему возвратился этот иудей и просил его крестить. «Как же так? Ты же все там видел»…  А тот говорит: «То, что Церковь Божия живет, - это и есть для меня самое большое доказательство подлинности, истинности и жизни Церкви, и ее богоустановленности. И вот это для многих из нас является поучительным. (Новелла вторая о крестившемся иудее из собрания новелл Д.Боккаччо «Декамерон»).

А Церковь Божию и поныне поносят многие, не понимают ее природу, не понимают, каким образом, и в каком обществе она осуществляет свое служение. Но нужно понимать одно, - и священнослужители, и простые миряне, - все мы люди и имеем свои слабости, имеем, порой, свои пороки. А Церковь Божия, она ведь и создана не для праведных, а для грешных. Потому что и сам Христос пришел в этот мир спасти не праведные, но грешные, как говорит он многократно в Святом Евангелие, и мы это с вами знаем. И поэтому для всех нас Церковь и спасительна, потому что, несмотря ни на что, мы вместе с тем, являемся в ограде церковной как бы ограждаемы от тех злых сил и наветов, которые, зачастую, простираются ко всем нам. Церковь Божия – как врачебница в которой мы получаем исцеление от своих недугов телесных и недугов духовных. Церковь Божия – это училище благочестия, где мы слышим Слово Божие, Церковь Божия – это место молитвы, где мы вслушиваемся в молитвы и, мысленно повторяя эти слова, возносим свои молитвы Пастыреначальнику Христу Спасителю и миродержителю века сего. Церковь Божия для всех нас является тем спасением, которое мы обретаем именно здесь, ибо она являет собою Врата Небесные. Через нее только возможно вхождение в Обители Отца Небеснаго, через нее возможно спасение, в чем нас и убеждает Василий Великий. Последуем его примеру, вознесем пред ним молитву, чтобы он утвердил, способствовал нам тому, чтобы мы были тверды, чтобы он помог нам нести Символ своей веры непоколебимо, нести его высоко, светло, и помог бы нам на всех наших жизненных путях.

Сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.


Божественная литургия в городе Ангарске в праздник Обрезания Господня
 

Возврат к общему списку