22.06.2016 20:32:00 

Протоиерей Вячеслав Пушкарев. Проповедь к памятному дню начала Великой Отечественной войны

21 июня 2016 года жители села Хомутово присоединились ко всероссийской акции "Зажги свечу памяти". 

22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины с целью овладения новым жизненным пространством и уничтожения народов населяющих нашу страну. Наши предки, ведомые патриотически настроенным правительством, оказали сильнейшее сопротивление оккупантам и мучителям, что привело к Великой Победе, семьдесят первую годовщину которой мы в этом году отмечаем. Что руководило нашими предками-героями? Только ли желание сохранить за собой землю и существующий политический строй, или все же ими руководил Дух Святой, въевшееся в гены народа христианское учение о самопожертвовании ради ближних своих? Насколько справедливой может быть война и что значит быть патриотом и политиком? Это вопросы сегодняшнего дня, и дать ответы на них святая обязанность перед потомками тех, кто не вернулся с полей битв, умер от ран после этой войны.

Учитывая, сколь много раз наши древние предки, довольно таки свободно, срывались с давно обжитых мест и населяли новые, вопрос о том, где мы живем и стоит ли проливать свою и чужую кровь за это место, сам по себе является сугубо сиюминутным и экономическим, а потому не духовным. Это вопрос о собственности на землю и о вытекающих из этого правах владения. Христос же, обращаясь к молодому князю, имевшему, как написано, много всего и земли тоже, говорит ему: "Если хочешь быть совершенным, оставь всё и иди за Мной". Такой подход Спасителя к богатствам и к земле показывает нам, что сражаться сугубо за землю христианам не стоит, потому как: "Господня земля, все, что рождает она... и все живущие на ней". "Бог дал, Бог взял, надо будет, ещё даст". Отсюда выходит, что все древние присказки о том, что отдать можно всё кроме земли не относятся к христианству и отсюда же понятно, почему государь Александр I и фельдмаршал М.И. Кутузов (будучи христианами) сдали Москву и часть европейской России Наполеону. Получается, что проблема жизни на определенном участке земли, сама по себе не относится к патриотизму, но вот в контексте с христианским пониманием патриотизма она раскрывается в ином свете.

Патрио - Отечество, сколь много в этом слове. Здесь младенчество, детство, юность, зрелость, радость творчества и могилы любимых предков. Крепкая связь человека и окружающей природы, труд, вложенный в землю, любовь к отеческим гробам. Христос Спаситель говорит, что тот, кто душу свою погубит ради ближнего своего, тот ее спасет и это учение становится лейтмотивом всего христианского представления о Родине и патриотизме. Как оторвать человека от того, что он любит вокруг себя, как разлучить его с ближними и с тем, что он считает своим родным, с тем, что он давно уже невольно одушевил - от родной природы, от дома и земли-кормилицы? Это же все и есть ближнее и ближние! Здесь жизнь ближних и любимых сердцу людей, а потому задача сохранения ОТЕЧЕСТВА - задача спасения собственной души, путь в вечность к Господу.

Солдаты внутренней стражи, придя к Иоанну Крестителю на Иордан, спросили его о себе, о своей службе, о своем пути по жизни к Богу. Иоанн же не запретил им носить и применять оружие, не приказал им оставить воинскую службу, не убеждал их стать анахоретами. Он просто посоветовал им не делать более того, что от них требуют уставы их службы. И Спаситель наш, не требовал от воинов и правителей пацифизма, но Сам и через апостолов сказал нам про них: "Не напрасно меч носят...". А если так, то и применение меча может быть не напрасным, а полезным. Отсюда и война может быть благородной и полезной, если она не захватническая, а ради ближнего своего.

Вот так. Но нам возражают сектанты, цитируя слова Спасителя вырванные из контекста: "Не убий!". Но как не убий, когда убивают твою мать, отца, братьев, сестер, друзей, твой мир? Как? Как стоять и смотреть на страдания ближних? Это не подвиг, который ждет от нас Христос, а потворство убийству и, в конце концов, самоубийство, которое нам не простится. В контексте же Библии "Не убий!" провозглашается только в смысле последующих слов Иисуса Христа: "Нет большей любви для христианина нежели душу положить за други своя". То что "други" – это все ближние и многие дальние, понятно. А душа – это что? Почему именно ее надо положить, отдать? Ответом является весь контекст Святой Библии, но книга Второзакония дает нам более конкретные рамки этого ответа: "Кровь не ешь. Кровь выливай в отдельное место. Кровь есть душа". А если мы понимаем, что кровь и есть та самая душа, то именно ее и надобно положить, отдать, пожертвовать, пролить на алтарь ОТЕЧЕСТВА, где все ближние други, где Бог. Таким образом, собственное физическое страдание и применение оружия, ради сохранения ОТЕЧЕСТВА есть Богом установленная крайняя норма христианского бытия. А то, что "Не напрасно меч носит", указывает на возможность законного применения насилия и оружия против тех, кому Закон Божий не писан, кто поднял руку свою на ближних наших. Посему человеческое правило определенное устами святителя Филарета Дроздова: "Люби врагов своих, ненавидь врагов Божьих (демонов и их служителей) и бей врагов отечества" вполне себе вписываются в христианское учение о ПАТРИОТЕЗМЕ и патриотах и должно быть девизом каждого мужчины и многих женщин. Кто любит Бога и ближних своих, кто готов душу свою положить ради Бога и ближних, в которых тоже есть Бог, тот и ПАТРИОТ. В контексте всего выше сказанного это слово просто прекрасно и божественно возвышенно. Быть патриотом - норма для христианина.

Патриотизм, это Божественное, а политика, это человеческое. Быть патриотом - быть святым. Быть политиком - быть лжецом и прохвостом. Не зря же император Константин Великий долго не решался креститься. Он понимал, что политика и христианство понятия трудно сопоставимые. Бог не насилует нас, не отнимает у нас свободы заблуждаться, но мы не должны злоупотреблять этим, потому как для христианина главное - это труд жизни ради Христа и Христианства, а все остальное Бог когда надобно сам приложит ради этого нашего труда на поприще самоотдачи даже до смерти.

Колоссальное количество погибших за други своя наших предков сейчас стоят у престола Божия и возносят молитвы о нас, живущих. Оттого и нам в этот скорбный день имеет смысл вознести Богу благодарственные молитвы и молитвы о упокоении тех, кто не смог оставаться до конца преданным нам и долгу и в чем-то поступился... Да упокоит их Христос милосердный, помилует, простит и благословит. Спасибо вам, отцы, братья, матери и сестры, что жизнь положили на алтарь нашего общего ОТЕЧЕСТВА!

Протоиерей Вячеслав Пушкарев.

Возврат к общему списку